0
0

Лужба и Поднебесные Зубья. Фрирайд и скитур в самом снежном месте Сибири

18.10.2022
54567

В горах южной Сибири есть маленькая горная система Кузнецкий Алатау, которая известна своими сильными и ранними снегопадами. Любима она прежде всего любителям скитура и бэккантри, ведь здесь находится самое снежное место Сибири — район железнодорожной станции Лужба и Поднебесные Зубья (Кемеровская область). В этой статье познакомимся с районом, как сюда попасть, как жить и безопасно получать чистейший кайф.

Ковалёв Роман - инструктор спортивного туризма ФСТР, участник и руководитель спортивных походов высшей (6) категории сложности, гид команды SNOW TRAVEL| FREERIDE В ЛУЖБЕ. Сайт, Youtube канал организаторов.

Пики Поднебесный и Строителей. Фото Васин В.

Краткая характеристика района

Именно Лужба первой встречает фрирайдеров со всей страны, которые стремятся получить первый паудер предстоящего зимнего сезона. И поскольку здесь нет канаток, ратраков и прочих механизированных средств подъёма на гору, эту целину практически никто не раскатывает и каждая группа гарантировано найдёт свой пухляк.

Район Поднебесные Зубья был известен ещё с советских времён. Первые скитурщики, а точнее, туристы на лесных лыжах совершали здесь первые спортивные категорийные походы. Естественно, в это время здесь никакой инфраструктуры не было, ни приютов, ни снегоходных дорог.

Фото Васин В.

После 90-х годов, когда прекратилась эксплуатация алгуйского месторождения Талька, на Лужбу и Поднебесные Зубья вновь обратило своё внимание туристское сообщество Кузбасса. Началось активное строительство приютов, по главным магистральным долинам рек зимой начали появляться снегоходные дороги — «буранки», как привыкли их называть сибиряки. С появлением инфраструктуры количество прибывающих сюда туристов начало кратно возрастать. И сейчас в выходной день, особенно в хорошую погоду вы с трудом найдёте в электричке свободное место.

Этот товар можно купить только в розничных магазинах

Логистика. Как добраться до Лужбы

В зависимости от региона, из которого вы приезжаете, стартовой точкой могут являться города Новокузнецк или Абакан.


Едем из Западной Сибири или Европейской части страны


Если вы приезжаете из регионов Западной Сибири или из Европейской части страны, или выбираете авиаперелёт, то логичнее всего будет добраться до Новокузнецка. Здесь есть аэропорт, который регулярно принимает рейсы из Москвы, Санкт-Петербурга и из других крупных городов. Также не составит труда добраться до города любым наземным видом транспорта. В Новокузнецке есть достаточное количество хостелов и гостиниц.

Есть 3 основных способа добраться до Лужбы из Новокузнецка:

Электропоезд в Лужбу из Новокузнецка

- каждый день в 5:31 от пригородного вокзала Новокузнецка отходит электричка до станции Междуреченск;

- в Междуреченске необходимо пересесть на следующую электричку по маршруту Междуреченск — Бискамжа (отправление в 7:50), взять билет и выйти нужно на станции Лужба соответственно (прибытие на станцию в 9:32) — таким образом, у вас впереди целый день, который можно посвятить катанию или отдыху;

- добраться обратно в Новокузнецк можно этим же путём — электричка от ст. Лужба до Междуреченска отходит в 15:30;

- из Междуреченска в Новокузнецк электричка отходит в 17:36.

Как можно заметить, все электрички хорошо стыкуются. Основная масса туристов выбирает именно этот способ.

Электропоезд в Лужбу из Междуреченска

- первым делом, необходимо добраться до г. Междуреченск на рейсовом автобусе или электричке;

- от ж/д вокзала Междуреченска каждые понедельник, среду и субботу отходит электричка в 14:45 до ст. Лужба, куда прибывает в 16:30;

- обратно электричка ходит в эти же дни в 9:40.

Этот вариант может подойти группам, которые отдыхают и катаются в Шерегеше, если фрирайд с подъёмников надоел и снега на курорте не осталось. Выехав рано утром из Шерегеша, можно успеть к электричке в Междуреченске и к вечеру уже быть в Лужбе. В таком случае отпадает промежуточная ночёвка в Новокузнецке.

Перед поездкой желательно уточнить актуальное расписание электропоездов т. к. иногда проводятся ремонтные работы ж/д путей и расписание незначительно может измениться. В Яндекс расписании обычно актуальная информация.

Поезд до Лужбы, следующий по маршруту Пермь-Абакан

- из любого города, на пути следования данного поезда, вы можете напрямую добраться до ст. Лужба. Поезд ходит по нечётным дням и прибывает в Лужбу 1:19 по местному времени;

- обратно на этом же поезде в 3:03 можно уехать от ст. Лужба также по нечётным дням.

Необходимо перед поездкой уточнять расписание поезда т.к. в зависимости от сезона оно может меняться.

Едем в Лужбу из восточных регионов страны

Если вы приезжаете из восточных регионов нашей страны, то одним из вариантов стартовой точки может быть г. Абакан. Из Абакана вы можете добраться до Лужбы на электропоезде или поезде:

Электропоезд до Лужбы из Абакана

- до станции Бискамжа уходит ежедневно в 7:46;

- в Бискамже необходимо пересесть на следующую электричку до Междуреченска в 13:56 и выйти на ст. Лужба в 15:30;

- обратно можно добраться этим же путем (отправление от ст. Лужба до Бискамжи в 9:32, где нужно пересесть на следующую электричку до Абакана в 12:06).

Поезд до Лужбы из Абакана

Туда и обратно ходит по нечётным дням в 21:10 из Абакана и в 1:19 из Лужбы. Также необходимо уточнять расписание перед поездкой.

Варианты проживания

От станции Лужба, пройдя 1 км вверх по реке Томь, вы обнаружите ледовую переправу на противоположный берег в пос. Амзас, где собственно и находится основная масса приютов.

Большинство из них — это двух этажные деревянные домики. На первом этаже находится печка, кухонная и столовая зона, где как правило, есть газовый баллон с плиткой, длинный обеденный стол и минимальный набор посуды. На втором этаже спальная зона с местами под туристический коврик и спальник — это наиболее стандартный и бюджетный вариант размещения. Приюты такого типа вмещают в среднем от 10 до 15 человек. Все приюты обеспечены дровами для отопления. В приютах пос. Амзас есть электричество.

Есть и более комфортные варианты размещения в гостинице на кроватях с постельным бельём и питанием в кафе. Почти во всех приютах можно заказать настоящую сибирскую баню.

В районе станции Лужба и пос. Амзас устойчиво работают операторы мобильной связи: Мегафон (4G) и Билайн (без доступа в интернет).

Приюты в пос. Амзас. Фото: Васин В.

У подножия Поднебесных Зубьев: в долинах рек Амзас, Алгуй и Мал. и Бол. Казыр также находятся горные приюты с типичным для них бытом, как и в Лужбе. Единственным отличием будет являться отсутствие электричества и мобильной связи. Передвигаться между приютами можно на снегоходе или как минимум забрасывать тяжёлый груз, а самим налегке скитурить по снегоходной дороге, наслаждаясь сибирской тайгой. Как правило, с этих приютов совершаются подъёмы для катания в более высокогорной части района.

Приют у подножия хр. Тигер-Тыш (Поднебесные Зубья). Фото: Васин В.

Погодные особенности и сезонность катания

Если посмотреть на карту толщины снежного покрова, то невооружённым глазом можно заметить, что район Кузнецкого Алатау имеет наиболее высокие показатели снежности, среди всех остальных горных районов Сибири. Благоприятное орографическое положение горной системы способствует обильному выпадению осадков как в летний, так и в зимний период. Прорвавшиеся через Урал воздушные массы, преодолев Западно-Сибирскую равнину, натыкаются в меридионально вытянутый хребет Кузнецкий Алатау, отдавая основную массу осадков на западные макросклоны, где собственно и находятся Лужба и Поднебесные Зубья.

Этот товар можно купить только в розничных магазинах
Этот товар можно купить только в розничных магазинах
Этот товар можно купить только в розничных магазинах

Бытует мнение, что основной сезон катания в Лужбе конец ноября— декабрь. Действительно, в этот промежуток времени выпадает максимальное количество осадков, а снег максимально сухой, лёгкий и пушистый. За ним и приезжают большинство фрирайдеров — за знаменитым лужбинским «пухом». Однако сильные снегопады довольно частое явление как в январе, так и в феврале, что позволяет кататься в районе ст. Лужба на протяжении всего зимнего сезона. В марте большинство склонов, особенно южной экспозиции, покрываются коркой и катание в лесной зоне уже становится малоприятным и небезопасным.

Поднебесные Зубья (высокогорная часть района) покрываются устойчивым снежным покровом уже в конце октября — начале ноября. Однако в это время ещё достаточно много открытого курума на склонах гольцов. Поэтому наиболее комфортное время для катания в этой части района с января по апрель и даже до мая. Были случаи, когда на Зубях закрывали сезон скитура в первых числах июня.

Собираясь в Лужбу или на Поднебесные Зубья, нужно быть готовым к сильным морозам. Не стоит пренебрегать пуховыми куртками, варежками, зимним термобельем и прочими элементами тёплой одежды. Катание при температуре -20-25 и ниже - обычное дело для местных сибирских райдеров.

Особенности катания

Как видно из названия статьи, в Лужбе можно выделить 2 основные локации для катания: это непосредственно район станции Лужба — лесная зона и Поднебесные Зубья (хр. Тигер-Тыш) — высокогорная зона.

Район ст. Лужба и хр. Тигер-Тыш (Поднебесные Зубья). Фото: Васин В.

Район станции Лужба — идеальное место для фрирайда на выходные. Основные склоны расположены прямо над железнодорожной станцией. Их сочные кулуары — первое что видят приехавшие райдеры, и они действительно хороши. Перепад 300–500 метров, в зависимости от места спуска. Крутизна склонов порядка 20-35 градусов. По рельефу достаточно ровные, без каких-либо резких перегибов, но присыпанные пеньки и камни очень неплохо разнообразят спуск. Время подъёма по стандартной скитурной тропе — 40–50 минут. Так что, сделать 3-4 отменных спуска за день вполне реально. Кстати, по местной сибирской традиции спуски здесь называются «скатками».

Поднебесные Зубья находятся в высокогорной зоне хребта Тигер-Тыш — это склоны, где уже присутствует деление на лесную и альпийскую зону. Южные и юго-восточные подветренные склоны — самые приятные для катания, наиболее многоснежные и не задутые. Спуски проходят по любой из многочисленных «просек» в лесном массиве. Перепады - 500–700 м и более, протяжённость спусков до 3-4 км, средние уклоны - 25–30 градусов, поэтому даже в глубоком снегу здесь можно полноценно ехать на нормальных «ходах». Так что за день можно комфортно сделать 1–2 спуска. Но весь пухляк всё равно не раскатаешь!

Фото Васин В.

Для катания на любой локации района вам понадобится скитурное снаряжение: лыжи с шириной талии минимум 100 мм или сплитборд, а также сопутствующие комплектующие (камуса, трекинговые палки и т.д.). Отдавать предпочтение лучше снарядам, которые предназначены для глубокого паудера. Подниматься в гору можно также на снегоступах, закрепляя доску или лыжи на спине рюкзака.

Фото Никифоров И.

Маршруты катания в Лужбе и на Поднебесных Зубьях

Горы «Медвежка» и «Домашняя» - наиболее популярные локации Лужбы. Это первые горы, которые можно увидеть прямо с ж/д станции. Основная масса приютов располагается под ними.

Катание достаточно разнообразное, от узких и крутых кулуаров, распахивающихся широкими полями до глубоких ложбин. Средние уклоны 25-35 градусов, перепады 200 -350 м. За день можно успеть сделать до 4 скаток.

Гора «Медвежка». Фото: Васин В.

Гора «Кончик» - самый протяженный скитур окрестностей станции Лужба. Высота горы 1145 м. Существует как минимум 3 варианта захода на вершину горы. Перепад уже достаточно солидный, порядка 650 м, с протяженностью спусков до 2 км. Рельеф очень разнообразный, по характеру близок к «Медвежке», только масштабы больше. Гора рассечена глубокими логами, где нужно очень внимательно кататься, особенно по бортам этих логов, где можно часто спустить лавину. За световой день можно успеть сделать до 2-х спусков.

Гора Кончик. Один из типичных спотов Лужбы. Фото: Привалов О.

Пики Поднебесный и Строителей находятся уже в высокогорной зоне хр. Тигер-Тыш (Поднебесные Зубья) с высотами 1682 м и выше. Это уже достаточно протяженные линии спусков (до 4 км) и большие перепады (до 860 м). Средние уклоны 25-30 градусов. Катание уже достаточно комбинированное и захватывает как лесную зону, с привычным микрорельефом для района Лужбы, так и альпийскую зону с широкими полями, надувами, карнизами, цирками и всевозможными формами высокогорного рельефа. За день можно сделать 1-2 спуска, в зависимости от выбранной локации. Неотъемлемой частью скитура в этом районе являются захватывающие виды гор Кузнецкого Алатау и окрестных хребтов (особенно в хорошую погоду). Под этими пиками находятся несколько приютов, которые являются удобными стартовыми точками.

Пики Поднебесный и Строителей. Фото Васин В.

В целом, кататься в высокогорной зоне хр. Тигер-Тыш можно и с других вершин (Вареса, Запсиб, Средний Зуб, Большой Зуб и т.д.), где перепады и разнообразие рельефа будет еще больше, но это уже осложняется долгими подходами и более сложной логистикой т.к. у их подножия отсутствуют горные приюты и снегоходные дороги, и скитур на большинство из них возможен только из палатки, что как показывает практика не является проблемой, если еще и воспользоваться снегоходной заброской груза.

На вершине г. Средний Зуб. Фото: Ковалёв Р.

Отдельно можно выделить локацию горы Чистайга (1278 м). Она занимает нечто промежуточное между высокогорной и лесной зонами катания. Характерного альпийского рельефа на ней не наблюдается. Преобладает по большей части лесное катание, но плавные уклоны, многочисленные просеки и курумные поля будут идеальными спотами для любителей спокойного и размеренного фрирайда, хотя техничные линии на горе тоже присутствуют. Перепады 600 м и более, протяженность линий до 3 км. За день вполне комфортно можно сделать до 3 спусков, если заброситься на снегоходе к подножию от ближайшего приюта.

Скитур на г. Чистайга. Фото: Акуленко В.

Безопасность

Основными факторами опасности, которые могут поджидать фрирайдеров в Лужбе и на Поднебесных Зубьях являются лавины, сложный микрорельеф (снежные колодцы, торчащий из под снега курум и т.д.), кусты и деревья, трещины отрыва (глайд-крэки), изменение погоды и низкая температура.

Этот товар можно купить только в розничных магазинах
Этот товар можно купить только в розничных магазинах

Лавины возможны практически на любой локации, как в лесной зоне, так и в высокогорье. Грамотный анализ погодных условий, состояния снежного покрова и чтение рельефа позволят избежать неприятностей, которые может принести лавина.

Наиболее высокая лавинная опасность наблюдается в декабре, когда выпадает наибольшее количество снега. Но не стоит забывать, что сильные снегопады возможны на протяжении всего зимнего сезона и даже весной. Весной, когда влагоёмкость снега становится максимальной - велика опасность схода мокрых лавин. Резкие перепады температур, сильные морозы способствуют образованию глубинной изморози, что также дестабилизирует склоны.

Наиболее часто лавины как в лесной, так и в высокогорной зоне встречаются по кулуарам, по крутым бортам логов и на широких просеках и полянах с большим уклоном, преимущественно на склонах южной и юго-восточной экспозиции.

Не стоит пренебрегать лавинным снаряжением во время катания. Как показывает практика, большинство фрирайдеров не всегда верно могут определить степень лавинной опасности на склоне.

Не очень благоприятная лавинная обстановка. Фото: Привалов О.

Сложный микрорельеф может доставить неудобства в основном в лесной зоне. Это так называемые снежные колодцы в основании деревьев. Опасность их заключается в крайне низкой плотности снега по сравнению с окружающим снегом. Если попасть в такой колодец, то велика вероятность потери управления снарядом или вовсе можно в нём закопаться. Тут все зависит от опыта и внимательности райдера. Также кучу неудобств могут доставлять русла незамёрзших ручьев, открытый курум, деревья и кусты, которые еще не успевает засыпать снегом в первой половине зимы.

Трещины отрыва или глайд-крэки характерны для южных и юго-восточных склонов в основном в лесной зоне. Это горизонтальные трещины до самой земли. Снег, за счет сильного нагрева максимально уплотняется и под собственной силой тяжести отрывается от склона. Аналогом в высокогорье может являться бергшрунд на леднике. Находясь выше по склону от глайд-крэка, во время спуска можно его не заметить и провалиться. Перед катанием по склонам, где есть вероятность образования трещин отрыва необходимо изучить этот склон проездом на низких скоростях или визуально внизу у подножия горы.

Глайд-крэк на юго-восточном склоне г. Чистайга. Фото: Ковалёв Р.

Изменение погоды и низкая температура - опасности, которые сопровождают райдеров на протяжении всего сезона. Потеря видимости в лесной зоне и особенно в высокогорье может стать фатальным фактором, что неоднократно доказано. При отсутствии средств навигации и ориентиров можно отбиться от группы и уехать в незнакомый тебе район из которого без тропы под сильным снегопадом будет очень сложно выбраться. Поэтому крайне рекомендуется каждому райдеру иметь GPS навигатор или приложение в телефоне с забитыми точками приютов, чтобы в случае потери ориентира вы всегда могли выйти к людям.

Во время катания в сильные морозы не пренебрегайте теплой одеждой. Особенно следите за состоянием пальцев рук и ног во время сбора или разбора снаряда. Также сильные морозы могут пагубно отразиться на прочности вашего снаряжения.

Если вы собрались на скитур в Лужбу и на Поднебесные Зубья, рекомендуем вам зарегистрировать группу в управлении МЧС по Кемеровской обл. (доступна онлайн-регистрация), а также оформить страховку от НС категории «экстремальный спорт, фрирайд и т.п.», коих сейчас предлагается достаточно много. Также в пос. Амзас находится пост МЧС, если вы всё-таки забыли встать на учёт.

Декабрьский паудер. Фото: Ерошкин А.

Интересного и безопасного катания!

Ковалёв Роман, гид команды SNOW TRAVEL| FREERIDE В ЛУЖБЕ

18.10.2022
54567
Если вам понравилась статья, вы можете нажать “Нравится” и поделиться ей в своих соцсетях или мессенджерах