![](/upload/image-resize/marketBlocks/1600x640/4-85-780585.webp)
Сезон сплава по бурным рекам вот-вот начнётся. Кто-то откроет его в Карелии, кто-то на Кавказе, Алтае или Урале, а у кого-то он вообще не заканчивался. Самое время поговорить о безопасности сплава по бурным рекам.
В зарубежном бурноводном сообществе были сформулированы простые и понятные составляющие безопасного сплава — C.L.A.P.: Communication, Line of sight, Avoidance, Position, или по-русски: коммуникация, поле зрения, избегание, позиционирование. Эти крайне простые принципы действительно делают сплав по рекам безопаснее и приятнее. Давайте разбираться, как это работает.
![Свешников Антон](/upload/image-resize/blog/150x207/4-85-780597.webp)
Сертифицированный каяк- и рафтгид, инструктор Международной федерации рафтинга (IRF), создатель компании Ticket2Ride, автор курса по безопасности на бурной воде WW Safety School и книги «Безопасность на бурной воде». Редактор блога компании Сплав.
- 4.Позиционирование
- 4. 1.
- 4. 2.
Коммуникация
Сплав по бурным рекам — командный вид активности независимо от средства сплава, будь то одноместные пакрафты и каяки или многоместные катамараны и рафты. Залог хорошей работы команды — это хорошая коммуникация между её членами. Это первая и самая важная составляющая безопасного сплава.
Инструктаж, объяснение линии движения, сигналы и команды должны быть простыми, однозначными и достаточными. Недопонимания на бурной воде надо избегать любой ценой. Лучше лишний раз переспросить, чем неправильно понять сообщение.
![Термобелье Сплав Arctic футболка L/S Polartec micro 100 олива Подготовка к сплаву](/upload/image-resize/marketBlocks/1060x592/4-85-780598.webp)
Предстартовый брифинг
Перед началом сплава всей группе необходимо собраться вместе и обговорить самое главное.
- Всё, что необходимо знать о реке или участке реки, который запланировано пройти за день: старт, финиш, длина, примерное время сплава, характер, класс сложности, аварийные выходы, ориентиры неочевидных препятствий.
- Порядок движения: кто лидирует, кто за кем едет, кто за кем присматривает, кто замыкающий.
- У кого какое общественное страховочное снаряжение: запасные вёсла, аптечка, набор для полиспаста, средства связи, ремнабор.
- Какие жесты и сигналы группа будет использовать во время сплава.
- Квалификация и особенности каждого участника.
- Примерный алгоритм действий в случае аварии.
![Страховочный жилет Phantom pro салатовый/серый Инструктаж перед рафтингом](/upload/image-resize/marketBlocks/1060x592/4-85-780600.webp)
Важно, чтобы каждый участник сплава услышал и правильно понял всё необходимое. Чтобы в этом убедиться, задайте несколько адресных вопросов в конце брифинга, например: «Петя, что ты делаешь, если кто-то в нашей группе отстрелился от каяка? А если соседний катамаран перевернулся?», «Вася, в каких местах мы можем вылезти из каньона и уйти с реки, если что-то пойдёт не так?», «Маша, какие пороги мы собираемся просматривать?»
Коммуникация внутри экипажа
Командные суда, например, катамараны, рафты, байдарки требуют эффективного взаимодействия внутри экипажа. Чем ниже квалификация и схоженность, тем больше команд требуется, и наоборот, слаженный и отлично подготовленный экипаж в состоянии приходить сложные пороги в полной тишине, потому что каждый и так знает, что делать. В квалифицированной команде капитан нужен для выбора одной из нескольких равнозначных линий движения.
Чем короче и проще будет команда — тем лучше. Проще крикнуть «Вправо!», чем «Правый носовой — подтяг! Левый новосой — дуга! Правый носовой — отхват!»
Достаточный набор команд для подготовленного экипажа совсем небольшой: «Вперёд!», «Назад!», «Стоп!», «Вправо!», «Влево!», «Чалка вправо!», «Чалка влево!» Заранее обговорите, какие команды вы используете в своём экипаже.
![Страховочный жилет Phantom pro салатовый/серый Рафтинг](/upload/image-resize/marketBlocks/1060x592/4-85-780601.webp)
Коммуникация на реке
Зачастую на сплаве на больших дистанциях невозможно использовать голос, поскольку приходится перекрикивать бушующий поток. На реке мы должны использовать другие способы коммуникации: сигналы свистком и жесты.
Совершенно не важно, какую именно систему сигналов и жестов вы используете, важно, чтобы все участники сплава понимали их одинаково. О значении сигналов следует договориться заранее до начала сплава.
Свисток — элемент снаряжения, который упрощает коммуникацию. Шум воды, дождя и ветра не заглушает свист в отличие от криков. Свисток не даёт эха, которое можно принять за ответ.
- Один сигнал — внимание на меня.
- Два сигнала — внимание вниз по течению.
- Три сигнала — внимание вверх по течению.
- Продолжительное повторение трёх сигналов — аварийная ситуация.
Можно использовать эту схему, а можно заранее договориться и использовать свою.
![Страховочный жилет Phantom pro салатовый/серый Каякинг](/upload/image-resize/marketBlocks/1060x592/4-85-780613.webp)
Язык речных жестов позволяет быстро передавать достаточно длинные и информативные сообщения в пределах видимости. Главное правило языка жестов на сплаве: Всегда показывайте, куда ехать. Никогда не указывайте на опасности. Потому что сообщение «Смотри, какая огромная бочка, я никогда таких не видел!» будет понято следующим райдером как «Двигайся туда».
Система речных жестов была упорядочена Международной федерацией рафтинга и сейчас активно применяется во всём мире не только гидами-рафтерами, но и практически всеми, кто сплавляется по рекам. Вы можете целиком использовать её или добавить в свою систему несколько сигналов. Главное, чтобы все участники группы понимали друг друга.
Рации — отличное средство коммуникации на реке. Однако с ними надо уметь обращаться: иметь достаточно аккумуляторов и регулярно заряжать их, знать правила радиообмена, возить в специальных гермомешках. Кроме того, радиосвязь может не работать в каньонах рек или через перегиб местности. По закону Мёрфи рации ломаются, садятся и перестают работать именно тогда, когда они особенно нужны. Именно поэтому у группы всегда должен быть запасной план: заранее продуманная система жестов и сигналов, которую можно будет использовать, если подведёт радиосвязь.
Там, где есть покрытие мобильной связи, телефоны могут быть крайне полезны для связи с внешним миром или с береговой командой поддержки, например, водителем автомобиля сопровождения. Для оперативной коммуникации между участниками они практически бесполезны, но могут пригодиться, если группа разделилась или кто-то потерялся.
Поле зрения
Универсальное правило: Не вижу — не еду. Никогда не проходите участок реки, если не видите линию движения. Если нужно — выйдите на берег на просмотр. Между вами и краем вашего поля зрения всегда должно быть минимум одно улово, в которое вы точно сможете зайти. За слепым поворотом реки может поджидать сплошной завал без возможности зачалиться перед ним, а за горизонтальным урезом — непроходимый водопад.
![Просмотр каньона](/upload/image-resize/marketBlocks/1060x592/4-85-780614.webp)
В поле зрения каждого из участников сплава всегда должны находиться другие члены группы, один впереди и один сзади (если, конечно, речь не идёт о ведущем и замыкающем). Если это не так, значит, группа чрезмерно растянулась, надо притормозить и собраться вместе. Не расплывайтесь по разным протокам в местах, где река делится на рукава. Убедитесь, что вы видите окружающих, а они видят вас.
Идущих впереди можно и нужно использовать для определения линии движения в пороге. Если у товарищей впереди всё идет хорошо, едем туда же, а если нет — то выбираем альтернативную линию движения. Не забываем регулярно оборачиваться назад, чтобы убедиться, что у следующих за нами всё в порядке.
Если участники сплава держат друг друга в поле зрения, то при аварии спасательные работы будут начаты незамедлительно. В противном случае спасателям придётся потратить много времени на поиск пострадавших и только потом приступать к спасению.
![](/upload/image-resize/marketBlocks/1600x640/4-85-780615.webp)
Избегание
Гораздо проще не попадать в неприятности, чем потом героически из них выпутываться. Профилактика лучше лечения. Всё, что мы делаем до и во время сплава, должно быть направлено на избегание лишнего риска и опасностей. Грамотная подготовка и планирование сплава сокращают риски. Тренировки и практика позволяют выдерживать необходимую линию движения. Правильный выбор линии в пороге предотвращает аварийные ситуации. Оптимальный комплект личного и группового спасательного снаряжения упрощает ведение спасработ.
![Обнос каяков](/upload/image-resize/marketBlocks/1060x592/4-85-780616.webp)
Обнос порога по берегу — очевидный способ избежать опасности, если вы считаете, что сложность препятствия превышает ваши навыки. В обносе нет ничего стыдного — это нормальная часть сплава по бурным рекам. Это личное решение каждого. Ни гид, ни руководитель, ни капитан судна, ни напарники по экипажу не могут принуждать к прохождению препятствия. Никто лучше вас не знает ваши навыки и возможности, никто, кроме вас, не может принять решение, от которого в конечном итоге зависит ваша жизнь.
Позиционирование
Всегда выбирайте такое место, откуда вы будете наиболее полезны группе.
На воде
Хорошо знаете реку — будьте первым, чтобы показать остальным линию движения. Сплавляетесь похуже и не очень уверены в себе — езжайте за лидером или другим сильным каякером или экипажем катамарана или рафта. Хорошо сплавляетесь, но впервые на этой реке — станьте замыкающим в конце колонны.
![Страховочный жилет Phantom pro салатовый/серый Каякинг](/upload/image-resize/marketBlocks/1060x592/4-85-780617.webp)
Правильно выбирайте место для страховки с воды. Правильное позиционирование — это 50 % успеха спасательных работ. За порогом выберите улово, которое будет отвечать следующим тревобаниям:
- в нём должно быть удобно стоять продолжительное время, не расходуя силы на удержание;
- из улова должен быть хороший обзор вверх по порогу, чтобы можно было заранее увидеть приближающихся жертв. Если обзор недостаточен, следует организовать коммуникацию при помощи свистков, раций или сигнальщика;
- выход из улова на струю не должен представлять сложностей для спасателей;
- участок ниже по течению должен быть пригоден для страховки.
![Страховка катамарана с берега](/upload/image-resize/marketBlocks/1060x592/4-85-780618.webp)
На берегу
Продумайте негативный сценарий развития событий при прохождении порога и определите места и методы страховки. Хорошо кидаете спасательный конец — встаньте в ключевом месте и приготовьтесь к спасработам. Хорошо плаваете — встаньте на страховку живцом, если это необходимо. Плохо получается и то, и другое — держите верёвку, пристёгнутую к живцу. Нет опыта в организации страховки — возьмите в руки фотоаппарат. Никогда не мешайте спасателям делать их работу.
![Страховочный жилет Phantom салатовый/серый Страховка с берега в водном туризме](/upload/image-resize/marketBlocks/1060x592/4-85-780619.webp)
Эта простая концепция может показаться примитивной, но она действительно делает сплав безопаснее, если каждую минуту каждый член команды делает всё, чтобы эффективно коммуницировать с другими членами группы, не проходить пороги вслепую, видеть других участников, избегать попадания в неприятности и находиться в том месте, где он будет наиболее полезен команде. Помните об этих четырёх составляющих безопасности на бурной воде, и увидимся на реках!
![Каякинг](/upload/image-resize/marketBlocks/1060x592/4-85-780620.webp)