То, что раньше было невозможным, сегодня приобретает черты реальности. Лёгкое, надувное, компактное и одновременно надёжное, управляемое гребное судно существует!
Профессиональный каякер, гид, инструктор по каякингу. Директор компании Vodagear watersports equipment. Руководитель Краснополянского клуба каякинга sochikayak.
Конечно, в совокупности пакрафт — это не каяк и не КНБ. Это огромный компромисс среди гребных судов всех категорий. А использовать его можно на любой воде и для огромного списка задач с любым уровнем подготовки пловца.
Давайте же разберёмся в нюансах.
Что такое пакрафт и чем он отличается от «надувных матрасов»? Основные преимущества и отличия от каркасных лодок
Начнём с того, что пакрафт — это компромисс среди гребных судов всех категорий, который открыл новые форматы путешествий и отдыха на природе.
Что же такое пакрафт? В переводе с английского pack — «упаковка», «упаковывать», raft — «надувной плот». То есть компактный плот. Такое название в первую очередь отражает компактность и вес.
Мы привыкли жертвовать чем-то в угоду чему-то. Пакрафтинг позволяет сгладить углы, максимально обтекает неровности параметров и их взаимоотношений. Конечно, в совокупности пакрафт — это не каяк и не КНБ.
Лёгкость
Идеальный пакрафт весит около 2 кг, хотя есть представители и легче — 1,5–1,6 кг и даже 0,8 кг. Маленький вес — это главное свойство и преимущество перед конкурентами таких лодок.
Компактность
Он настолько мало занимает места, что его можно положить в ручную кладь в самолёт, взять с собой в лёгкую поездку на выходные, использовать вместо матраса на море с детьми или как важный инструмент для переправ в сложной экспедиции.
Надёжность и ремонтопригодность
При длительной эксплуатации пакрафт способен выдерживать долгие износовые нагрузки, а в случае проколов быстро и легко чинится.
Благодаря этим трём качествам он получил широкое применение и приобрёл народную любовь. Кроме этого, лодка легко собирается: нужно только надуть, прицепить упоры, поставить сидушку, собрать весло — и вы готовы к плаванию.
При всех положительных качествах у компактных лодок есть и очевидные минусы.
В сравнении с каркасными байдарками и пластиковыми каяками пакрафты хуже держат курс и имеют меньшую скорость при гребле на гладкой воде.
Они уступают в жёсткости конструкции, что важно на бурной воде. Из-за малого веса и высокой парусности на «паках» сложнее преодолевать открытые пространства при сильном встречном ветре.
Важно понимать, что пакрафт не идеальное судно, но он включает в себя много положительных свойств, которыми не обладает ни одна туристическая лодка. Поэтому он наиболее широко применим по сравнению с собратьями.
История пакрафтинга
Родиной пакрафта считается Аляска и бескрайнее арктическое побережье Канады. Именно стремление к открытиям неизвестного, исследованию территорий и экспедиционный туризм создали пакрафт таким, какой он есть. Исследователи Арктики и Северной Америки использовали суда, похожие на пакрафт, в нескольких разных экспедициях в середине XIX века. Но тогда это изобретение не было востребовано.
По-настоящему пакрафт обрёл современные формы и всеобщее признание в 1982 году в приключенческой гонке Alaska Mountain Wilderness Classic. Тогда Дик Гриффит прошёл сложный маршрут на лыжах и на пакрафте. Его имя стало синонимом рафтинга и пакрафтинга. Дик показал, что на маленькой надувной лодочке, которую использовали только в экстренных случаях, можно путешествовать. Точно так же он внедрил в жизнь и рафтинг по горным рекам.
В России первые аналоги пакрафта имели довольно большой вес и доступны были только ограниченному кругу лиц. Например, ЛАС-1 (лодка аварийно-спасательная) и «Уфимка-2». Поэтому внимание советских туристов отняли более тяжёлые каркасные плавсредства. Их можно было смастерить в гараже самостоятельно.
Но и в США бум пакрафтинга случился только в начале двухтысячных с появлением в 2001 году бренда Alpacka Raft, который более 10 лет доминировал на рынке.
В России первые пакрафты промелькнули в 1990-х годах, но зашли на рынок только в 2010-х. Сегодня же у нас существует много качественных производств компактных надувных судов, чем не могут похвастаться другие страны мира.
Для каких задач подходит пакрафт: куда стоит идти, а куда лучше не соваться
Способов применения пакрафта множество.
Переправы через реки и водоёмы
Пакрафт позволяет туристам экономить время и силы без обхода водных препятствий. Переправляют как людей, так и груз: рюкзаки, велосипеды, мотоциклы.
Рыбалка и охота и прогулка на пакрафте
Такой формат актуален для спокойных водоёмов. Можно назвать это водным треккингом, по аналогии с пешим. Простая и спокойная гребля по красивым местам, созерцание и лёгкие нагрузки. Доступно для активности с детьми.
Экскурсионные прогулки в городской черте
Во многих городах проводят речные экскурсии. Например, в Санкт-Петербурге можно прогуляться по каналам города, посетить достопримечательности исторического центра и выплыть к крейсеру «Аврора», поплавать вдоль Петропавловской крепости.
Прежде чем отправиться на сплав по речным каналам внутри города, нужно уточнить, можно ли сплавляться, в какое время разрешён сплав и какие меры предосторожности нужно соблюдать. В Санкт-Петербурге были ограничения по времени дня для сплава по каналам, но здесь можно ходить даже на SUP-бордах. Но, например, в Москве есть каналы, которые запрещены для посещения по правилам безопасности, так как по ним ходят большие суда, что может быть опасно для лёгких лодок.
Помните, что правила всё время меняются и их нужно уточнять.
Сплавы по бурным рекам
Эта активность требует специфических навыков и умений, так как сопряжена с риском. Неподготовленным участникам не стоит сплавляться на «паке» по бурным рекам и выходить далеко от берега, особенно на море.
Важно заметить, что не существует универсальной формы пакрафта, которая бы подходила под все вышеперечисленные виды активности. Для каждой из них — своя форма и обвесы. Для большого автономного сплавного похода требуется лодка повышенной грузоподъёмности, так же как и для переправы мотоцикла. Для пешего маршрута, где планируются только переправы по гладкой воде, нужно максимально лёгкое и компактное судно. Для сплава по бурной воде нужна форма для обработки водных структур и минимизации их воздействия на траекторию движения. Поэтому пакрафты бывают разные, как и количество опций оснастки.
Несмотря на все преимущества пакрафта, любое его применение на открытой воде сопряжено с рисками. Потому нужно соблюдать элементарные правила безопасного поведения на воде. Иметь спасжилет, в отдельных случаях ещё и каску, а также общее понимание применения пакрафта.
При всей многофункциональности пакрафта есть ситуации, в которых не стоит использовать это плавсредство, и связаны они больше с навыком пловца.
Не отправляйтесь в водные походы с группой на каркасных лодках. Скорость перемещения будет разной, и группа будет страдать, ожидая пакрафтера.
Для первых опытов избегайте широких судоходных водоёмов. Психологически будет некомфортно, а также можно составить помеху большим судам.
Без большого опыта не стоит выходить в море, даже идти вдоль берега будет опасно без опыта.
И конечно, пакрафт не предназначен быть санками или бассейном.
Какое снаряжение нужно для сплава и сколько оно весит
Обязательным снаряжением для использования пакрафта является весло и спасжилет. Остальное опционально и зависит от сферы амбициозности пловца.
Вес комплекта снаряжения колеблется от 3,5 кг — минимальный набор до 8 кг — полный комплект. Этот показатель сильно зависит от материалов, из которых изготовлено снаряжение. Как правило, более лёгкие материалы стоят дороже. В этом случае нужно искать баланс цены, веса и надёжности и не забывать о потенциальных нагрузках.
Для проката пакрафтов подойдут самые дешёвые и тяжёлые представители, так как в большинстве случаев доставка до воды происходит на машине. Для длинных сложных автономных экспедиций вдали от цивилизации требуется максимально лёгкое и одновременно надёжное снаряжение. И в этом случае цена оправдывает себя, в такой ситуации сэкономленные на снаряжении средства могут стоить жизни.
Весло выбирайте многосоставное, особенно для комбинированных маршрутов, так не придётся искать ветки в лесу или нести весло снаружи. Удобнее будет использовать весло с асимметричной формой лопасти, так лодка будет лучше держать курс во время гребка.
Для пакрафта оптимально подходит длина весла 210–220 см. Вес варьируется от 800 г до 1,5 кг.
Спасжилет — обязательный атрибут, особенно для начинающих пловцов. Самые распространённые и доступные модели наполнены плавучей пеной, но для пеше-водных маршрутов удобнее использовать более компактные надувные модели.
Рассчитывайте на вес не менее 800 г.
Каска нужна для сплава по бурной воде, когда есть риск травмировать голову о камни в русле реки. В качестве каски на бурной воде использовать велосипедные шлемы категорически нельзя. Они предназначены для удара на один раз, и не защищают затылок и височные части. У них другой стандарт безопасности. Не экономьте на своей безопасности. Более дешёвые полиэтиленовые модели могут казаться долговечными, но не дадут надёжной защиты.
Обувь
Используйте неопреновые носки и/или сандалии из ЭВА. Вторые и так стали обязательным атрибутом походов. В такой обуви комфортно входить в воду и сидеть в лодке, пока ваши треккинговые ботинки спрятаны в сухую герму.
Не обязательными, но вспомогательными вещами окажутся:
- Толстая резинка, которую можно натянуть между встроенными креплениями лодки и зафиксировать груз.
- Крупная губка. Лучше всего подойдёт мочалка для мытья машины. Она вбирает в себя много воды и будет спасением, когда срочно надо вычерпать воду с днища пакрафта.
- Электрический мини-насос — это аксессуар для ленивых. Весит он примерно 200 г, и использовать его можно также и для туристического матраса.
Как защитить пакрафт от проколов и как ремонтировать в походных условиях
Как мы говорили ранее, одним из свойств пакрафта является его ремонтопригодность. В экспедиции всегда можно легко починить «пак» при наличии ремкомплекта — обязательного элемента снаряжения в экспедициях, ведь прорезы или проколы рано или поздно случаются.
При повышенных нагрузках на дно — каменистые реки с острыми камнями, техногенный мусор в реке, завалы из брёвен с острыми сучками — можно защитить его так называемым бронированием. На дно наносят защитный слой, который повышает носкость пакрафта, но увеличивает вес. Актуально для прокатных лодок и для сплава по типу «колёсами в воду».
В остальных случаях избежать проколов можно, только умело читая воду и избегая препятствий, которые потенциально могут повредить ваше судно. Если избежать аварии не удалось, имейте под рукой ремнабор, с помощью которого можно быстро ликвидировать проблему. В случае с пакрафтами даже временные латки могут служить долго и превращаться в постоянные.
Для ремонта могут пригодиться заплатки из материала ТПУ (актуально только для лодок, выполненных из такого же материала) и двухсторонний скотч. Ещё с такой задачей отлично справляется специализированный технический скотч. Это средство отлично подойдёт, если прорез слишком длинный. Лодки из ПВХ ремонтируются ещё легче из-за неприхотливости материала.
Старайтесь видеть и выбирать линию движения в русле исходя из безопасности для вас и вашего пакрафта!
Советы новичку на воде: обучение и выживание
Приобрести навык управления пакрафтом можно уже на первом занятии, в отличие от других лодок. Он прощает многие ошибки.
Несколько советов, если вы начали кататься на пакрафте и стремитесь к бурной воде:
- Проводите на воде как можно больше времени. Если в вашем городе нет бурной воды, проводите время на гладкой воде. Чем чаще вы сидите в лодке, тем больше приобретаете контроля над ней, тем более привычным для вас становится снаряжение. Регулярные тренировки позволяют быстрее адаптироваться к бурной воде в походе или туре. Километры делают чемпионов.
- Найдите команду: клуб, тусовку или школу, в вашем городе или другом. Бурноводный пакрафтинг — это командный вид активности. С командой можно выставить страховку, разделить обязанности в быту похода и банально сэкономить на издержках поездки.
- Путешествуйте с лодкой по новым рекам. Сплавляясь по новым рельефам, в неизвестных условиях, вы будете расти технически. Для себя автор статьи определил, что хотя бы раз в год должен сплавляться в новом регионе или по новым рекам.
- Общайтесь с себе подобными в социальных сетях и интересуйтесь темой. В интернете много полезного. Здесь можно почерпнуть информацию о реках, о регионах, о снаряжении, об интересных событиях.
- Посещайте соревнования и фестивали, в своей области и федерального масштаба. Так вы будете ощущать себя частичкой огромной водной тусовки.
- Получайте удовольствие. Особенно это касается прохождений порогов, которые вызывают сомнения. Лучше один раз обнести порог и плавать сто лет, чем один раз проехать и утонуть. Всегда получайте удовольствие от провождения времени на воде.
- И всегда имейте ответ на вопрос «Зачем мне это надо?» на случай усталости и недовольства.
От автора: «Благодаря универсальности, компактности и лёгкости каждый находит в пакрафтинге что-то для себя. Для меня это отличный инструмент обучения каякингу через пакрафт, я нашёл способ познакомить своих друзей, далёких от сплава, с миром рек. В каяк-туры я беру с собой пакрафт как запасную лодку на случай, если каяк сломался или гребец переоценил свои возможности сплава на каяке. Пакрафт открыл для меня массу ручьёв в Сочи и Абхазии, на которые я бы никогда не пошёл с лодкой. Пакрафтинг реанимирует популярность водного туризма по всей стране и ведёт к развитию индустрии в целом».