0
0

Про фэтбайки, зиму и воскресные покатушки. Интервью с Ириной Брайченко.

15.03.2019
3135

Мы знакомимся с велосипедом раньше, чем начинаем осознавать себя личностью, иногда переходя в седло сразу из детской коляски, и не расстаемся с ним до самой старости. Для многих он так и остается развлечением, бездушным средством передвижения, убийцей лишних килограммов или недостижимой мечтой, но есть люди, которые впустили велосипед в свою жизнь, и он стал ее неотъемлемой частью.

Воспринимая велосипед исключительно, как средство приятного времяпрепровождения, я всегда со священным трепетом смотрела на ребят с железными икрами, накручивающих педали по узким, крутым серпантинам горных дорог. Однако велопутешественников среди моих друзей становится все больше. Они щеголяют в разговорах страшными цифрами покоренных высот и километродней, выкладывают фотографии байков на фоне экзотических стран и, похоже, останавливаться не собираются. Мало того, теперь велосипедистов встречаешь даже в зимнем лесу — удовольствие при наличии беговых лыж и вовсе мне непонятное. Но возможно я чего-то не знаю…

Зато я знаю прекрасную девушку, которая проводит на велике все выходные, независимо о времени года и погоды, да еще и организует народ в эти путешествия.

Ирина Брайченко (наш главный конструктор outdoor одежды), которая, когда не лазит по скалам и не бороздит моря на виндсерфинге, только и делает, что катается на велосипеде, согласилась ответить на мои вопросы.

— Ир, стоит взглянуть на твой велосипед и уже понятно, что велосипед для тебя — это не просто увлечение. Колеса поражают воображение. Как это чудо называется?

Это фэтбайки. У него всего 10 передач, но широкие колеса позволяют ездить по песку, снегу и болотам, а если колеса немного сдуть, проходимость еще увеличивается. Многие ездят на фэтбайке на летней резине зимой. В сугробе это можно, но бывают обледенелые колеи и тропы, где есть большой риск падения, поэтому лучше все-таки использовать зимой шипованную резину.

Одно из первых упоминаний о велосипедах на толстых покрышках (шинах низкого давления) встречается в серии рекламных картинок «Странно, но правда» (англ. «Strange but True»), публикуемых фирмой Currys в велосипедной прессе в период до 1932 года.

В седьмом выпуске серии было размещено изображение человека на велосипеде с широкими покрышками. Подпись сообщала, что «В. Ритчи (англ. W. Ritchie), знаменитый трюкач, собрал велосипед с толстыми покрышками» (шинами низкого давления, англ. balloon tyres)[3].

«Отцом фэтбайка» считается живущий на Аляске Марк Грюнвальд (Mark Gronewald), который и придумал термин fatbike[4]. Трёхдюймовые покрышки на первых фэтбайках растягивались на 80-миллиметровых ободах до ширины примерно 3,5 дюйма.

Про появление первого серийного фэтбайка SURLY PUGSLEY знаменитый веломеханик Шелдон Браун говорил: «Pugsley is, in its way, as revolutionary as the original mountain bikes were in the early 1980s"[5]. («Пагсли — это, в своём роде, такая же революция, как и появление горного велосипеда в начале 1980-х».) Но особенностью современного фэтбайка является не только широкое колесо, что было и раньше, но и широкий обод, сквозь который видна резина камеры. Именно таким способом в 2010 году ростовский умелец Ушаков Владимир соединил два обода и из камеры автомобиля сделал широкие (21 см) колёса, у которых, как у фэтбайка, камера проглядывала между спаренными ободами.

С 2013—2014 годов широкое применение получили фэтбайки с применением новейших технологий: карбоновых рам, ободов и других компонентов. Такие велосипеды могут весить менее 10 кг, а по управляемости мало проигрывать стандартным горным велосипедам.

— Ты любишь зимнее катание настолько, что купила под него специальный велосипед?

В нашей местности трудно не любить зиму, ее приходится любить, так как зима у нас 5 месяцев в году. Есть традиционные зимние развлечения, такие как лыжи, коньки, хоккей и прочие. В последнее время начинает развиваться новое — катание зимой на велосипеде. Не по делам, а в качестве удовольствия. Но не каждый велосипед способен преодолевать сугробы или уверенно ехать по льду. В принципе можно поставить шипованную резину на обычный МТБ и ездить, но как показывает практика, в этом случае диапазон использования очень ограничен, шиповка хорошо держит на укатанном снегу и на льду, но совершенно бесполезна в глубоком снегу. Для глубокого снега нужен специальный велосипед — фэтбайк.

— Для лета велик другой?

А это смотря куда ехать. Если в горы — есть обычный МТБ, там передач больше. Поскольку в горах мы ездим Кросскантри — то долго вверх, то быстро вниз — велосипед должен позволять тебе часами вкручивать наверх, то есть иметь соответствующую систему передач. Было бы неплохо еще и двухподвес, но он не дружит с нормальным велобагажником, так что приходится обходиться обычным.

Если же летом по равнине и песку — тот же фэтбайк, только на летних колесах.

— Зимой же все заметает. Приходится ехать по лыжне?

По лыжне ездить неудобно, да и лыжню портить не хочется, хотя по раскатанной лыжне фэт идет. Лучше всего, конечно, след от автомобиля. Даже один проехавший автомобиль оставляет след пригодный для того, чтобы проехать по нему на велосипеде. Слежавшийся, утрамбованный след от снегоходов, а еще лучше от нескольких, — тоже хорошо. Если прошел только один снегоход и след за ним рассыпающийся, байки не идут.

Выбираем дороги с небольшим трафиком, протоптанные тропы между дачными кооперативами или деревнями, зимние дороги через замерзшие болота. Вообще, в зимнем катании нужно быть готовым к тому, что у тебя будет 2−3-х километровая пешка.

— Есть ли особенности в экипировке и снаряжении, для зимних выездов?

Теплые башмаки и перчатки, поскольку конечности мерзнут в первую очередь. Удобная одежда с хорошей паропроницаемостью и теплое питье. Тут важно не переутепляться и не замерзнуть. Надеваю на себя обычно термобелье, легкую флиску и куртку (в последнее время полюбилась Proxima). Беру запасные носки, мембранные носки и теплые варежки и пуховку. Если маршрут далеко от дома — беру еще запасную термофуфайку. Пуховку использую на остановках. Мембранные носки очень помогают, если случается промочить ноги. Теплая Велосипедная специализированная одежда редко продается, так как велосипед, как зимнее средство передвижения рассматривается только отдельными энтузиастами. Достаточно общетуристической одежды.

Хорошо взять термос с горячим чаем или глинтвейном. Фляжку с водой таскать совершенно бессмысленно — замерзает.

— На твоем зимнем велосипеде контактные педали. Это не опасно? Ведь на скользкой дороге приходится, наверное, чаще соскакивать с велосипеда?

У меня хорошие зимние велоботинки для контактных педалей. Проблема только в том, что при околонулевой температуре в контакты забивается снег. Если ниже уже нормально. Существуют контактные ботинки и для зимы и для лета.

— Мне казалось, что раньше вы с Вадимом проводили больше времени на скалодроме, а теперь велосипед перетянул или вы все успеваете?

Нет, скалодром остался, в будни тренируемся, да и раз в год как выезжали на скалы, так и выезжаем. Но сейчас стараемся выехать на «подольше» взять с собой велосипед и чередовать велопокатушки в горах и тренировки на Скалах. Выезжали так в Крым, неоднократно на Гарду. Очень люблю это место. Часто случается утром — дождь, днем скалы мокрые, не полезешь, но на велосипеде вполне можно ездить.

Этот товар можно купить только в розничных магазинах
Этот товар можно купить только в розничных магазинах

— Как получилось, что все выходные вы на велосипеде?

Как — уже не помню. Как-то так случилось. Раньше зимой на горных лыжах катались на наших подмосковных пупырях, а летом пытались кататься на серфе. На лыжах дорого за эти мини-горки. А на серфе — сложно. Нужно погрузить на машину снаряжение, отъехать по пробкам километров за сто до большого водоема. Распаковать снаряжение, набить паруса. А дальше ждать ветра. Под прогноз можно все это проделать, но прогноз на ветер в выходные бывает пару раз за сезон, или ветер дует, когда настолько холодно, что в воду не залезешь. Тут вдруг обнаружили, что друзья целыми выходными пропадают в лесах на велосипеде. Попробовали раз, два — втянулись.

— Есть ли постоянная группа?

Да, есть несколько человек, которые с нами ездят постоянно. Есть переменный состав. Изредка ездим с Веломанией.

— Какие особенности в подборе группы, берете ли новичков?

Особенностей в подборе группы нет. Новичков можем не брать только в очень дикие места, где нет точек схода и цивилизации. В сложные маршруты, в частности с большим количеством болот, буреломов или песчаными дорогами группу с новичками тоже вести нельзя.

Для новеньких лучше делать маршруты не очень длинные, видовые, в теплую сухую погоду, по твердым грунтам. Желательно с купанием в водоемах или общим костром, где возможностью отдохнуть, пообщаться.

А так, у каждой группы есть правила, которые обычно обговариваются, когда собираются незнакомые между собой люди заранее. Надо опубликовать маршрут, точку старта, электричку, если едешь в дальнее Подмосковье, темп движения, наличие магазинов и источников воды на маршруте. Если маршрут с ночевкой — место ночевки. Исправный велосипед, наличие запасной камеры, инструментов и фары я обычно тоже указываю, мы все-таки не по паркам ездим. И 20 км пешки до ближайшей электрички никому хорошего настроения не прибавляли. А так, если покатушка заявлена на Веломании, любой человек на исправном велосипеде может туда приехать. Но тут уже надо самим оценивать свои силы.

Я тоже водила Веломанию, но не часто, всего 5−6 раз. Там есть свои легендарные личности, которые занимаются организацией подобных выездов годами. Валентин Гвоздев, например, но он, правда, зимой не катается.

С ним обычно выезжает много народу. В самом массовом выезде, по его словам, принимало участие до 200 человек. Это, конечно, максимум, но до 20 человек у него набирается, даже если он едет с ночевкой. Валентин умудряется никого не потерять и всех привезти к нужному месту. Чтобы координировать группы такого масштаба, приходится выбирать маршруты попроще, то есть нужно стараться исключать узости, болота и прочие непроезжие места.

А есть люди типа нас, которые проводят разведки местности. В этом году был очень сухой год, и это позволило мне проехать в такие дебри, куда никогда раньше не решалась.

— Предусматриваете ли точки выхода для уставших?

Маршруты бывают разные. Специально не предусматриваю. Но если точек схода с маршрута нет — обязательно заранее информирую об этом участников.

— Где ты ищешь маршруты на выходные?

Когда начинала кататься искала на VeloRadarе. Есть такой сайт с маршрутами по России. Сейчас скорее не ищу, а придумываю, куда б еще залезть, чтоб заброска была не сильно долгой. Люблю что-нибудь разведывать.

Зимой обычно выбираем маршруты так, чтобы были дороги. Например, в Мещере от Петушков в сторону Шатуры и Шатурторфа обычно прокатывают несколько автомобильных дорог. Они накатаны основательно и по ним едется легко. Часто встречаются тропы и грунтовые дороги, соединяющие деревни, кроме того, зимой часто появляются дороги, по которым летом не ездят, например, сильно заболоченные в теплое время года.

— Какие любимые?

Хорошие лесные маршруты на Востоке и Юго-Востоке подмосковья. Есть классические — как Александров-Орехово-Зуево вдоль реки Киржач. Вдоль Волги в районе Твери есть хорошие маршруты, например Тверь-Старица-Тверь. Зимние маршруты по Мещере великолепны.

— У нас становится все больше приспособленных для велосипеда мест, но все это локально, ближе к Москве или нет?

Близко к Москве и на западе от Москвы бесят заборы. За 20−30 км от Москвы все тяжелей ездить. 70−100 км от Москвы и дальше — это наша тема.

— Получается ли избегать шоссейных дорог?

Мы стараемся оптимизировать. Много наших дорог и троп проходят через болота. Оживленные дороги я стараюсь не использовать вообще, ну, может быть, иногда пересекаем. Зимой крупных магистралей лучше вообще избегать. Во-первых, их поливают, и едешь по уши в грязи, потом, скользко, и ехать рядом с машинами еще опаснее, чем летом.

При планировании маршрута пытаемся сделать так, что если и ехать по асфальту, то с минимальным трафиком. Но бывает, что по каким-то причинам не удается проехать участок (болото, завалы, зимой не прокатано, совсем большие сугробы) приходится объезжать по шоссе с машинами.

— Как с велосипедом ездится в набитых дачниками электричках или вы стараетесь начинать от дома?

Есть велосипедисты, которые катаются исключительно от дома, но это сильно сужает зону охвата, мы чаще едем до места старта и финиша на электричке. Дачники зимой в снег картошку не закапывают, электрички свободные. Летом, конечно, приходится мириться им с нами, а нам с ними.

— Много ли выездов с ночевкой?

Бывает, когда время есть. Летом часто. Летом на природе хорошо. Зимой иногда выезжаем с ночевкой в какой-нибудь подмосковной гостинице. В частности в Покрове есть маленькая дешевая гостиничка «Затерянный мир», в которой мы регулярно останавливаемся.

У нас есть друзья-лыжники, которые часто ходят на лыжах с ночевкой, мы приезжаем к ним в гости, договариваемся о точке пересечения наших маршрутов, но мне не очень нравится спать в палатке зимой. Обычно мы уезжаем.

— На дальние расстояния ты ездишь с рюкзаком или предпочитаешь велоштаны и сумки?

Велоштаны и, кстати, совсем небольшие. Современное снаряжение довольно компактно, а мы не ездим надолго.

— Куда-нибудь далеко ездили в путешествия на велосипедах или только радиалки?

Ездим и в велопоходы иногда, но не много. На прошлый Новый год по Кипру, например. Количество отпусков очень ограничено, нельзя объять необъятное.

— Что было интересного?

Всегда интересно. Каждый поход, каждая покатушка непохожа на другую. Хочется отметить встречи с новыми интересными людьми, которые часто случаются на этих мероприятиях. Ну и вообще отдохнуть от большого города, окунуться в природу всегда приятно.

— Какие планы на большие поездки?

Ближайших планов на длительные велопоходы нет. Поездка с великом на покатушки случится уже скоро — едем в Крым в начале января. Еще очень хочется съездить летом в Австрию в район Зальцбурга на озера. Как-то проезжала мимо и подумала, что туда обязательно хочу приехать покататься по горам. Полазить в районе Инсбрука, там есть хорошие скалолазные споты.

Фото Ирины и Вадима Брайченко.

Беседовала Пушкова Ю.

15.03.2019
3135
Если вам понравилась статья, вы можете нажать “Нравится” и поделиться ей в своих соцсетях или мессенджерах