Можно ли описать Грузию четырьмя словами? У нас получилось сразу — «очень вкусно и очень красиво!».
Или это тремя?.. Тогда четвертое — гостеприимно!
Когда же мы поднялись в Верхнюю Сванетию, добавилось еще больше красоты, местного колорита и Средневековой суровости.
Наша поездка не планировалась заранее и, как все спонтанные, а тем более Новогодние поездки, получилась сказочной и абсолютно непрогнозируемой. Поскольку мы ехали из Москвы на машине, то первый и, пожалуй, основной, элемент неопределенности в наше путешествие вносил Крестовый перевал (Владикавказ-Гудаури) через который пролегает единственный сухопутный маршрут, соединяющий Грузию с Россией.
Однако Грузия нас впустила, и даже на границе мы практически не стояли, проскочили
Кстати, если вы собираетесь путешествовать по Грузии меньше чем 90 дней, виза вам не нужна.
Понадобятся только загранпаспорт, техпаспорт на машину и удостоверение водителя.
Мы оформляли Страховые Полюсы (спортивную страховку), что совсем не лишнее, если вы отправляетесь кататься на лыжах, но на границе ее никто не спрашивал. Последующие события показали, что нужно было оформить страховку и на автомобиль.
Расстояние на машине до Тбилиси составляет 1961 км, из которых большая часть проходит по трассе М-4 «Дон», потом трасса М-29 «Кавказ» и дальше
Поужинали в Казбеги, изо всех сил отводя глаза от народа в комбинезонах и сноубордических костюмах. Эх! А ведь приехали бы уже…
Гудаури манил, но наша цель лежала гораздо дальше.
Чтобы ночью не проезжать длинный серпантин между Зугдиди и Местией (там нужно поглядывать внимательно — на дорогу могут сыпать камни), мы переночевали перед Тбилиси.
Ехали по потрясающе красивому ущелью действительно время от времени объезжая россыпи свежих камней, но, в основном, дорога, была прочищена.
Если соберетесь сюда на машине, будьте внимательны, в сильные снегопады дорогу закрывают. Кстати, несмотря на то, что за дорогой следят и прочищают, на полноприводном автомобиле вы будете чувствовать себя гораздо увереннее, тем более, что и до горнолыжных курортов без полного привода лучше не ездить — снеговая обстановка бывает очень разная.
В Местию въехали уже в темноте и были совершенно очарованы. Толпящиеся на горе подсвеченные сванские башни старой части города мирно уживаются с альпийскими коттеджами и авангардными муниципальными строениями центра.
Башни действительно впечатляют! Не знаю даже, когда больше — вечером, залитые теплым светом и заманивающие в темные проулочки старой Местии, или днем, сливающиеся с окружающим пейзажем, заставляющие взглянуть на местный улыбчивый и гостеприимный народ совсем другими глазами.
Кстати, еще с тех времен, когда мы сплавлялись по Кавказским рекам, меня интересовало назначение сванских башен. Здесь — в музее семейства Маргиани — хранительница музея и по совместительству жена свана — Лариса рассказала, что основным их предназначением была защита рода от кровной мести, которая выкашивала всю мужскую часть семьи. Кроме того, башни выполняли сигнальные функции, в них прятались от лавин, а также количество башен символизировало богатство и статус рода.
В Местии множество гостевых домов и несколько отелей, так что с размещением никаких проблем, особенно зимой. Средняя цена в гостевых домах
В центре Местии нам особенно понравились кафе «Sunset» и «Лайла». В «Sunset» приходилось бежать прямо со склона, иначе мест уже не остается. Желудки к концу поездки разрабатываются, и похудеть сложно, даже активно катаясь и обходясь без обеда на горе.
Теперь о главном.
В верхней Сванетии два горнолыжных курорта: Тетнулди и Хацвали.
Хацвали маленький, уютный курорт. Трасс не много, но когда валит снег и на Тетнулди закрыты верхние очереди подъемников, здесь замечательное лесное катание для любителей фрирайда.
Нам повезло с погодой — снег чередовался с солнечными днями. Не успевало надоесть на одном месте, и снега подсыпало ровно столько, чтобы одними из первых обкатывать леса.
Общие показатели:
- самая высокая точка — 2 347 м;
- самая низкая точка курорта — 1 865 м;
- средний перепад высот — 480 м;
- число трасс — 3;
- длина зеленой, простейшей трассы — 700 м;
- длина синей (самой протяженной) трассы — 2 600 м;
- длина красной трассы — 1 900 м;
- на трассах имеется ночное освещение;
- количество подъемников — 3, из которых 2 бугельных (по 600 и 800 метров) и 1 четырехкресельный (длиной 1 462 м); http://skiings.ru/xacvali.html
В этом году был запущен новый шестикресельный подъемник прямо из Местии. Нижняя станция подъемника расположена метрах в ста от краеведческого музея.
Режим работы, как и на Тетнулди — с 10.00 до 16.00, в марте и апреле до 18.00
Тетнулди.
Курорт расположен в 18 км от поселка Местия, у одноименной горы.
Полноприводные машины и цепи приветствуются, а иногда и единственно возможный вариант. За неимением всего этого, можно воспользоваться местными такси, которые привозят на гору и ждут до конца катания. Мы ездили за 90 лари в два конца семиместная маршрутка, но, читая другие отзыва, поняла, что обычно слегка больше.
- самая высокая точка — 3165 м
- средний перепад высот — 900 м.,
Пока работают 4 очереди подъемников: 3 креселки, поднимающие с 2 265 м. на высоту 3 165 м. и боковая канатка, которая выходит на уровень верха второй очереди.
В проекте еще несколько подъемников, которые обещают покрыть огромную зону катания. Будем ждать и надеяться. Судя по Гудаури, все действительно будет развиваться. Кстати, Гудаури тоже не остановился в развитии. Но об этом чуть позже.
Уже сейчас в Тетнулди длинные разнообразные трассы, правда, их немного.
Самый верхний участок довольно крутой —
Любителям фрирайда тоже далеко ходить не придется, правда, и раскатывается все довольно быстро.
На фрирайд уходится с гребня (чуть выше верхней станции подъемника) и выкатывается либо к боковой ветке подъемника либо совсем вниз к деревне Жабеши. Но без опытных фрирайдеров или гидов, несмотря на кажущуюся очевидность спуска, лучше не ходить — достаточно лавиноопасно.
В хороший снег приятно катать вне трасс и две первые очереди канатки. Вдоль трассы широкие поля и небольшой уклон. Можно спускаться до нижней станции, можно — к боковой канатке.
В общем, в погожие дни катание чудесное. В снегопад и отсутствие видимости верхнюю очередь закрывают и интереснее ехать в Хацвали.
С этого года цены
Цитирую сайт http://georgiaroadtravel.com/tsena-ski-passy-svaneti-2018-tetnuldi-hatsvali/ :
«При покупке
Стоимости в долларах приводим ориентировочные. Проверяйте курс непосредственно перед поездкой.
Подъемники для детей до 6 лет бесплатно.
Детский ски-пасс: от 6 до 16 лет.
ВАЖНО:
- Студенческий
ски-пасс можно купить только при предъявлении ISIC (International student Identity Card — международная карта учащегося) или грузинского студенческого билета. - При покупке Multicard (многоразового ски-пасса) необходимо иметь документ, удостоверяющий личность
- Оплатить
ски-пасс можно наличными (только в грузинской валюте — лари) или банковской картой - Карточка
ски-пасса стандартная и может быть много раз использована на других горнолыжных курортах по всему миру - Во избежание недоразумений сохраняйте чек покупки
ски-пасса до конца катания"
Любителем
К сожалению, все хорошее быстро заканчивается, как и наше пребывание в Верхней Сванетии, но Грузия еще не готова была отпустить нас.
Когда мы подъехали к началу серпантина, ведущего к Гудаури, оказалось, что закрыт Крестовый перевал. Это было бы еще пол — беды, но машины с иностранными номерами не пропускали и в сам Гудаури, мотивируя тем, что дорога не прочищена. Переночевав в Тбилиси, мы вернулись к посту утром и, выдвинув тяжелую артиллерию в лице милой девушки, уговорили полицейского пропустить нас покататься до открытия границы.
Видимо, все что ни делается…
Гудаури был засыпан снегом, народ с новогодних каникул уже подразъехался, а послеобеденный непроглядный туман, в котором мы успели слегка покататься, сменился на следующий день солнцем.
Нужно ли рассказывать про Гудаури?! «Гудаури — горнолыжный курорт, расположенный на высоте 2196 м на склонах Большого Кавказского хребта в Казбегском районе. Высота нижней станции подъемника- 1990 м, верхняя расположена на 3307 м.
Общее число трасс в Гудаури — 22. Их суммарная длина — 57 км. Каждую ночь 218 га трассы обрабатываются ратраками. 20% трасс используются профессионалами, 80% предназначены для любителей. Первая трасса оборудована снежными пушками. Наиболее длинный спуск по трассе составляет 7 км. Критичный перепад высоты — 1200 м.". — Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/288310/gruziya-gudauri---gornolyijnyiy-kurort-opisanie-foto-i-otzyivyi
В Гудаури отличные условия для фрирайда
Если открыт подъемник на гору Садзеле (3268 м), и вы успеете сесть на него в первых рядах после снегопада, то можно отхватить замечательное катание по пухляку со всеми удобствами, без изнурительных подходов и непростых выходов.
Вообще, походить есть где, но лучше это делать с гидами, хорошо знающими рельеф и характер местных гор.
Гудаури — идеальное место для обучения фрирайду, простое и разнообразное. Можно собрать свою группу от 4-х человек в Москве и ехать со своим гидом, выбрав оптимальный для себя режим катания по интересным местам и обучения на склоне с лекциями и анализом прошедшего дня по вечерам. Как вариант, рекомендуем:
http://jumbocrew.ru/
https://vk.com/id3075595
Цена на подъемники та же, что и в Верхней Сванетии. Работают они зимой на час дольше — до пяти часов.
Цены на жилье в Гудаури выше и заказывать его лучше заранее, но есть очаровательные хостелы с внимательными и гостеприимными хозявами.
Здесь раскрученный курорт и в высокий сезон приходится мириться с большим количеством народа, но красота местных гор, обилие снега, большой регион катания, высокая пропускная способность подъемников полностью перекрывают этот единственный недостаток и создают ощущение праздника даже просто от присутствия в этом месте. Кстати, нам говорили, что планируется строительство новой линии подъемника с другой стороны хребта, что сильно увеличит зону катания.
Всем покататься до открытия перевала не удалось — сломалась машина. Помните, я говорила о страховке на машину? Если бы она у нас была, возможно, все решилось бы быстрее, а так мы прокатились на эвакуаторе по ночному серпантину до Тбилиси. Тоже незабываемое впечатление.
Маленький эвакуатор с тяжеленным микроавтобусом скрежетал углом платформы при каждом входе в крутой вираж, а водитель — пожилой Грузин — оставался совершенно невозмутимым и ехал довольно лихо.
В заключение скажу, что Грузия снова оказалась чудесной во всех своих проявлениях. Сюда хочется возвращаться и возвращаться!
Автор: Юлия Пушкова
Фото: Паршина М., Паршин Д., Пушкова Ю.