

Российская спортсменка, чемпионка мира по рогейну. Писательница и путешественница. Амбассадор бренда Сплав.
Шатурские карьеры — это система прудов, которые остались после торфоразработок на востоке Московской области. Многие карьеры соединены между собой каналами. Одни карьеры — с обширной гладью чистого льда, другие — с торчащими корягами, многие — уже просто заросли тростником или болотной растительностью и там ни пройти, ни проехать. Рядом с карьерами есть канавы, по некоторым из которых тоже можно катить на коньках. В общем, Шатурские карьеры — это настоящий удивительный лабиринт озёр, разделённых где узкими, а где широкими лесными перемычками. Сеть озёр с островами, с протоками, с коридорами тростников, с заводями, где живут бобры и где вся пороша в узорах их следов, с домиками-балаганами рыбаков на потаённых сухих островках.

Погодные условия, когда стоят морозы, а больших снегопадов ещё не случилось — бывают не каждый год. Последние полторы недели температура воздуха стояла около минус 2 минус 5−7 градусов. На больших водохранилищах — как, например на Конаковском — условия для катания ещё опасны, лёд встал не везде. На небольших же озёрах — лёд стал уже прочным.

Мы катались на карьерах после небольшого снегопада. Некоторые пруды были полностью покрыты тонким слоем мягкой пороши. Но она ничуть не мешала скользить. Были карьеры с отличным, почти полностью открытым льдом. На больших акваториях, как, к примеру, на озере Святом — полосы наметённого снега чередовались с чистым льдом. Но также, толщина перемётов не мешала скольжению. Лишь отдельные кусочки льда, где из трещин набежало немного воды и замёрзло по новой — эти участки слегка тормозили полёт. Но всё равно и они легко преодолевались на коньках. Торосов не было.
Перед тем как выйти на лёд озера Святого подальше от берега (выходили с северной оконечности) мы долбили лунки топором и измеряли толщину льда.
Около 10 сантиметров. На середине же озера была открытая вода — в воду идёт сброс с подстанции, поэтому вода не замерзает.

На переходе по узким протокам мы были особенно аккуратны — встречались промоины. Длинная верёвка воокруг пояса — страховка на всякий случай.

Маршрут показан схематично, трек не писали. Красный треугольник — место ночёвки. Несколько сложные переходы, где были лесные заросли, показаны жёлтым.
Маршрут мы начали от деревни Андреевские Выселки. Это примерно в 10 км к северу от Шатуры в сторону деревни Кобелево. До Кобелево несколько раз в день ходит автобус.

В сторону Сокольей Гривы от Андреевских Выселок идёт проезжая грунтовая дорога. Пешком мы прошли около двух километров по этой дороги, пока справа, в отдалении за деревьями не показалось озеро Святое. Вышли к нему напрямую. Подсекли по пути канаву, по которой частично можно было проехать на коньках.

Покатались на озере до открытой воды, это километра два к югу, и вернулись обратно. Перешли за дорогу на север. Метров сто по лиственному лесу — и мы на уютном карьерчике с нетронутым льдом. Три карьера проехали, не снимая коньков, не широкие лесные перемычки можно было переходить узкими ледяными протоками.
Снова дорожка — старая узкоколейка, на насыпи. Прошли по ней на восток метров 300 и снова углубились на север через заросли мелколесья к очередному карьеру. Там мы встретили следы рыбаков и свежие лунки. Спрятали вещи и некоторое время катались по системе карьеров налегке.

Этот участок маршрута понравился мне больше всего — здесь хороший лёд, живописные виды, тростники, много вариантов прохода, острова. В общем — и красиво, и хорошие условия для катания.

Единственное неоднозначное место — перемычка между озёрами, помечена на карте жёлтым штрихом. Она не явно читается с озера, это просто переход по лесу, чуть в стороне от берега вдоль него выходишь на тропу. И она идёт по заросшему порослью высокоствольному лесу к северному карьеру.
Сделав кольцо по северо-восточным карьерам — вернулись к дороге на узкоколейке и покатились системой карьеров к востоку. Нашей целью было добраться до озера Чёрного. А по пути переночевать на удачном для катания карьере в полутора километрах западнее Сокольей Гривы. На этом карьере катались наши друзья и очень его хвалили.
По системе маленьких карьерчиков, как схематично показано на карте, мы и добрались к намеченному месту ночёвки, уже под луной. Места проходов, как правило, хорошо видны со льда карьеров, мы ехали без какой-то заранее определённой нитки, просто видели, где есть проход — по замёрзшей канаве, или по узкой перемычке — там и проходили.

Некоторые канавы между озёрами были с закраинами воды, проверяли толщину льда, в некоторых местах просто залезали на берег и шли вдоль канавы. Лишь один раз лёд слегка проломился на таком узком переходе между озёрами, но удалось быстро выскочить на берег, не замочив ноги.
У деревни Долгуша открытый лёд карьеров кончился. Прошли околицей, там отличная тропа. Несколько раз, видя южнее открытый лёд на озерках, надевали коньки, но катание длилось недолго, карьеры заканчивались тупиками с тростником. И мы снова выходили на тропу.
В одном месте мы её потеряли и вышли на следующие карьеры просто по азимуту через довольно густой лесной берёзовый молодняк.

До карьера с местом ночёвки добрались уже без приключений, везде были хорошие проходы, за исключением, может быть, последнего выхода на дорогу непосредственно перед финишным карьером — около 50 метров по зарослям и через заваленную брёвнами канаву.

Ночёвка на шикарном месте — прямо на берегу с видом на лунную дорожку. Правда, пришлось немного подрубить молодые берёзки — очень уж густо они растут на берегу. Лес лиственный, дров много. Но костёр после ночёвки мы заливали очень тщательно — здесь остались толщи торфа над песком. Вода в карьере на удивление прозрачная. Почти без торфяной желтизны.

Катание на карьере у места ночёвки — шикарное.
На следующий день отправились осуществлять задуманное — пробиться к озеру Ярмолы и отыскать показанный на карте канал к озеру Чёрному.

На местности всё оказалось не так гладко, как в карте. Хорошее катание закончилось на карьере в километре к юго-востоку от Сокольей Гривы. Этот карьер с отличным катком, чистым гладким льдом облюбовали рыбаки, там было много лунок.

От этого карьера дальше на юг мы долго шли по кочкам, по тростникам с кустами, по кустам и, в конце концов, по лесу. Пробирание было долгим.
Озеро Ярмолы — отличное для катания. Но дальше к юго-востоку начался удивительный лабиринт по залитым и вмороженным в чистую гладь брёвнам.

Замысловатый слалом между стволами вывел нас сначала к кустистой перемычке, дальше снова открывалось пространство озера, но, оно тоже всё было завалено брёвнами.

Не разогнаться. Но очень живописно. И вмороженные в лёд листики рдестов очень оживляли картинку.
Дальше, не найдя помеченной на карте канавы — снова пробирались азимутом на восток по зарослям до старой узкоколейке — насыпи с дорожкой. По ней прошли немного на север до участка замечательного соснового бора. По такому красивому лесу и двинулись напрямую на восток.
Но дальше — это уже более пеший поход, чем коньковый.
Самое лучшее катание — это карьеры в северо-западной части схемы.
Хорош карьер, у которого мы ночевали. К нему можно подъехать на машине.
Ну а для любителей экзотики можно посоветовать проникнуть и на озеро Ярмолы. Тогда у вас останутся незабываемые впечатления от приключения и необычного катания в лабиринте поваленных деревьев.

Спешите кататься на коньках, пока лёд не замело!
Фото Андрея Сашина