Маршрут по озёрам Карелии к Белому морю

20.06.2019
7807

За семью озёрами да семью волоками море Белое трескою полнится…

Или сказ о том, как русские немца в карельские болота завели и бросили.

карелия, водный маршрут

В Карелию в начале июня мы собирались пойти с Володей Васильевым. Уже взяли билеты на 6 число и тут Ричард, тот самый «немецкий шпион» с Чукотки, написал мне письмо примерно такого содержания:

-1-го числа буду в Москве, на 1 день, на велосипеде. Мне взять с собой лодку? Будет, где прокатиться?

— Ричард, мы в Карелию 6-го уезжаем, хочешь, пошли с нами.

— Карелия! О! Это мой первый визит Россия! 2002 год. Карелия, хочу!

Только Ричард мог быть с нами только до 12-го числа, дальше у него, как я понимала, кончалась виза. А мы с Володей собирались до вечера 15-го.

Шли мы не просто, а с целью!

С целью посетить Сергея Ермакова — нашего всеми любимого путешественника, который раз в два года летом отдыхал со своей супругой от своих великих путешествий в своей дикой избушке на берегу Белого моря.

А у моря, как известно, можно долго ожидать погоды. И 100 процентной уверенности выбраться оттуда Ричарду вовремя не было. Но Ричард всё равно уверенно решил пойти с нами.

Ко мне домой он приехал с Киевского вокзала на велосипеде, с картой 2002 года через Кремль и Арбат, с большим рюкзаком и 4-килограммовой духместной палаткой — до этого по пути у него были другие походы. И всё это лишнее барахло мы не могли оставить у меня дома, потому что обратно для скорости возвращения был выбран маршрут через Санкт-Петербург и Польшу. Всё это надо было как-то оставить на станции Лоухи.

Но чего не сделаешь ради 4-х с половиной дней в карельском раю!

Я выдала Ричарду штормовку от Сплава, одноместную палатку и гермомешок.

И ещё за полтора дня до выезда я позвонила Пете Жукову, и он неожиданно соблазнился Лоухским озером с каменными островами, горячо им любимыми, и быстро присоединился к нам. До 13-го числаJ

Карепия, водный маршрут Карелия, водный маршрут

Компания собралась отъявленная: закоренелый авантюрист Петя, с минимумом снаряжения и продуктов, ну, про меня и говорить нечего, Ричард — спокойный, опытный одиночный путешественник, и вовсе не похожий по характеру на ортодоксального немца. В общем, тоже пофигист.

И только Володя — с раскладкой продуктов, большим котлом на всех, с топором, пилой, каской, спасжилетом и спасконцом — «морковкой» — был среди нас настоящим туристом.

И вот — Карелия, запах сосны и багульника, белая ночь, Лоухское озеро!

Карелия, сплав по озёрам

Правда сначала, сразу с поезда, небольшое лирическое отступление в погранотделение на предмет выяснения личности и целей «немецкого шпиона» иностранного туриста, Марина Владимировна — старшая группы — в ответе и за переводчика (тут и английский вспомнился дажеJ). 60 км до границы как-никак таким личностям — сутки хода раз плюнуть…

Оставление велосипеда и лишних мешков местному таксисту, демонстрация лодочки пак-рафта весом кило 600!!!, хоть и из Германии, но китайского производства, и мы отчаливаем на ближайший остров от пристани Лоушки и встаём Робинзонами на классическом каменном мысу. Купайся хоть слева, хоть справа на каменной мостовой, только пока всё равно пробкой вылетаешь из глади — водя леденющая.

У каждого своя палатка, Ричард вообще завалился спать под открытым небом на ягеле, накинув сеточку на лицо.

— Как это по-русски? Человек без дома?

— БОМЖ! — продолжаем мы хором обучать иностранного туриста премудростям великого и могучего.

Следующий день — уверенный попутняк на восток, к морю. По плану нам надо дойти в этот день до конца Лоухского озера, его узкой восточной части — Морозова озера.

Но разве с Петей могут быть планы?

— Каменные острова! — горят его глаза.

Карелия

И мы плывём против ветра, делаем лишний волок-перетаск в узости полуострова, чтобы попасть к необычным гранитным разломам, узким трещинам в скалах, где Петя, как в трещины ледника, уходит из вида в глубину и из темноты провала руководит нами, с какой стороны помахать ему сверху для лучшего ракурса.

А погода плюс 25 и даже плюс 30. Жарища!

В архипелаге Каменных островов, красивых, со скальными берегами, мы отправляемся на экскурсию к каменному грибу на одном из них. И вскоре нас накрывает ливень первого фронта грозы. Шквал мгновенно вздыбливает ласковую гладь, превращая её в валы с барашками. Нас раскидывает по разным островам. Петя остаётся ловить молнии на фото с лучшей позиции, мы перелетаем к следующему, Зашеечному острову, укрываемся от ливня под рафтом и тентом.

Петя успел проскочить к нам до следующего мощного заряда, мы буквально еле успеваем улепетнуть от второго фронта по пенным баранам вокруг острова в затишок подветренного заливчика и спешно поставить лагерь.

Карелия

Куда уж плыть в такую бурю! Мощные волны бороздят горизонт, хлещет ливень.

Планы отодвигаются назавтра.

Лишь на следующий день к обеду мы подгребли к концу озера Морозово.

Карелия

Ричард на своём маленьком пак-рафте отставал от нас даже в штиль. Володя грёб на своём каркасно-надувном каяке быстрее всех, а мы с Петей на примерно одинакового класса надувных судах отставали от Володи. Дальше начался волок — сначала 800 метровый перетаск по классическому верховому болоту, с цветущей морошкой и цветущим подбелом в более тёплое озеро Большое Крохино. И дальше переход по дороге, где наша цепочка выстроилась в прямо противоположном порядке, нежели на гребле — впереди со сдутой лёгкой лодкой в рюкзаке вышагивал Ричард, а замыкал шествие Володя с каяком на верёвочке в прицепе, временами оставляя на камешках синие следы от его шкуры. К вечеру, проломившись через частокол молодых ёлочек заросшей дороги, по краю болота мы выбрались на озеро Северное Постельное.

4 пойманные за 20 минут щуки на следующее утро подтвердили глухомань этих мест. Чтобы успеть эвакуировать Ричарда вовремя обратно, нам нужно было пройти в этот день все три Поповых озера и переплыть по морю к Ермакову. Я молила ветер, чтобы он стих к вечеру, только в этом случае мы могли выйти в море. А в следующую ночь (безветрие) Ермаков мог бы подбросить Ричарда на моторке к устью Керети, откуда уже можно было бы выбраться автотранспортом. 25 км с четырьмя волоками в сумме около 5 км длиной — вполне реально.

На волок к Поповым озёрам, что начинался за Северным Постельным озером, первым вышел Петя. Ричард стартовал вскоре за ним

— Я поплыл, волок — сказал мне Ричард.

— Да, иди, я догоню.

Володя в этот момент ловил рыбу и вышел со мной не позже, чем через полчаса. Он ещё видел в конце озера жёлтый пак-рафт Ричарда. Сильный попутный ветер разгонял волну, мы быстро долетели до конца озера Постельного, откуда вытекала небольшая речушка, но ребят там уже не увидели.

На речке было много участков крутого падения, где лодки приходилось тащить либо по берегу, либо по обливным камням русла. Мы немного поискали тропу рядом с речкой, но троп не было. Проволочившись, и местами проплывая, мы преодолели этот волок длиной около двух километров. Поймали большую щуку на выходе, вышли в открытое озеро. Ребят нигде не было видно.

Надо же! Наверное, сильный ветер хорошо подгоняет лодку Ричарда!

5 километров Верхнего Попова озера мы пролетели по ветру тоже очень быстро и в конце его высадились на набитой хорошо заметной издали стоянке. От неё шла отличная волоковая тропа на Среднее Попово озеро. Так как перепад между озёрами составлял около 23 метров, мы уверенно решили, что тащиться лучше по тропе, чем по мелководной речке, вытекающей рядом из самого дальнего восточного края озера. За полчаса мы пробежали эти полтора или два километра волока. И тут я насторожилась — мне показалось, что на тропе не было свежих следов. Лишь две кучи медвежьего помёта. Ребят не было и в конце волока, на Среднем Поповом озере.

Будем ждать, решили мы, наверное, они потащились ручьём. И вообще, должны же и они нас подождать, в конце концов. И раз если их нет здесь, в конце волока, таком логичном месте для ожидания друг друга, значит — они сзади.

Время было обеденное, мы нажарили и наварили щук. Ребят всё не было. Я сбегала по тропе обратно. Никого.

Очень странно! Петя, уплывая, ничего не сказал мне. А ведь раньше он высказывал план идти системой мелких озёр севернее и выходить на побережье уже за мысом Шарапов, где меньше вероятность большой волны на море. Может, что-то случилось на первом волоке, и ребята приняли решение выходить таким путём?

Карелия

Прождав ребят больше трёх часов, мы отправились дальше. И на узкой части Среднего Попова озера в знаменательном месте у Локомобиля произошла встреча с туристом-одиночкой, шедшим по озёрам от моря.

— Нет, я никого не встретил, — сообщил он. Наверное, они прошли на Нижнее Попово другим путём! Там два волока. Можно пройти через северный залив, там всего 30 метров волочится. А можно и через южный залив.

Два совпадения — нет следов на волоке, разминулись именно в тот момент, когда шёл турист им навстречу — всё это маловероятно, — решила я. Скорее всего, они здесь не проплывали. Тем более, у Локомобиля, такого яркого пункта, их следов тоже не было…

Мы прошли Северным волоком, который оказался действительно хорошим — короткой набитой тропой. К концу Нижнего Попова озера мы подходили в темени накрывших нас туч, поливал дождь. 30-ти градусная жара резко сменилась холодом, ночью похолодало до 4 градусов тепла. Но после дождя ветер почти стих. Замечательный волок на море по великолепной красоте среди зрелого соснового бора мы проделали на исходе дня. На море был почти полный штиль, Солнце ещё проглядывало из-под низких, подошедших с запада мрачных туч. Путь к Ермакову был открыт.

-Ты чего! — возмутился Вовка, — пол группы сзади, а мы поплывём?!

Мы встали на берегу моря. А за волоком, в конце Попова озера маяком повесили спасжилет и выложили стрелки в направлении нужной тропинки. Мы ещё надеялись, что ребята нагонят нас ночью.

Ночью вдруг сильно задул ветер. Он сменил направление и вдувал на нас с севера. Ветер просто валил наши палатки, и пришлось передислоцироваться вглубь леса за кусты.

В этот день мы пришли к Ермакову пешком, огибая многочисленные заливы и перелезая бессчётные каменные гряды. Сергей и Нина радушно встретили нас, мы пришли как раз к обеду. Ребят не было. На горке у избы, где ловилась связь, мы отправили ребятам смс-ки. Ответов не было.

Полтора дня мы отдыхали с Володей у Ермаковых. Было холодно, штормило. Плюс 7 градусов при солнечном небе. Под скалами с берега отлично ловилась треска, но только в полприлива или в полотлива. Ловили спиннингом на джигу с искусственным красным червяком.

Белое море

На вторую ночь ветер стих и в 10 вечера Сергей отвёз нас на моторке обратно в дальний конец губы Глубокой, где мы оставили лагерь и лодки.

13 числа, с утра мы вышли в обратный путь, сначала так же по озёрам до той же стоянки на Северном Постельном озере. Когда мы проходили волок к этому озеру, Володя вдруг отстал. Я ловила щук на участках плёсов, что получалось вполне успешно. Но Володи всё не было.

Это же то самое место, где мы последний раз видели ребят. Мистика… Здесь теряются люди. «Злой дух Ямбуя. Медведь-людоед… «- такая мысль ненароком пришла мне в голову, когда я, заволновавшись, возвращалась обратно к Володе, оставив нож в лодке, а в кармане у меня были только спички. Заросли, поросшие мхом камни, заболоченности. Мошкара и комары. Недалёкий обзор.

Впереди в кустах я заметила шевеление. Но всё обошлось. Это Вовка волочил каяк. Оказывается, он потерял на озере спасжилет, его сдуло ветром, а Володя не заметил, и ему пришлось возвращаться за ним. А предупредительного крика я не услышала.

Как хрупка человеческая связь…

До реки Каменной мы снова шли пешком по уже знакомой старой дороге среди болот и лесов, временами колея была заболочена, дорога рассекала обширные верховые болота, такие красивые, что глядя на искривлённые засохшие сосенки, на блестящие яркие мхи, пронзительно синие мочажины, я легко прощала некоторые неудобства пути по чавкающим, засасывающим ноги сфагнумам.

Речка Каменная. Простой сплав по ней с парой перекатов внесли разнообразие в наш маршрут. Вовка даже надел каску! Чтоб не потерятьJ Речка не была опасной.

На Вехк озёрах ветер гулял и был дня нас почему-то всё время встречным, хоть наши галсы менялись почти на 180 градусов. Река Домашняя, по которой, как мне казалось, нам не пройти — порадовала сплавом. Везде можно было проплыть! Только на входе узкая струя на заметном перепаде за разрушенным мостиком заставила меня провести лодку на этом участке в десяток метров на верёвочке. Володя прошёл сплавом. Воды хватало. Дальше был вполне спортивный участок шиверы. Потом ещё один. Валы даже залили мою лодку.

И ещё на реке, между порожками, мы поймали двух щук.

Прошли 4 порога, и речка закончилась расширением-плёсом. Однако через два километра за поворотом послышался шум — в короткой протоке в Кенозеро был порог — мощный, относительно всех предыдущих порогов, слив, даже с прижимом, который порадовал душу Володьки — настоящего туриста-водника.

На ночёвку мы встали на красивом каменном мысу сразу за впадением Домашней в Кенозеро. Стоянка здесь была оборудованной и красивой.

На следующий день, практически в безветрие, мы легко догребли оставшиеся 16−17 километров по протокам Кенозера и по Лоухскому озеру до пристани Лоушки, закольцевав наш маршрут.

Карелия, водный маршрут

О судьбе Ричарда мы узнали от таксиста, что он вышел в Лоухи сам. В Лоухах я получила смс-ку от Ричарда — на свой поезд он опоздал, но уехал на Московском через 5 часов после своего. С Петей Ричард расстался у Керети, и тот уплыл в Чупу.

Только на следующий день от Пети по телефону мы узнали, где же они были!

Оказывается, они всё время были впереди и даже видели мою жёлтую лодку на Верхнем Поповом озере.

Они ждали нас не в конце волока, а на острове Среднего Попова озера. Второй волок они прошли по реке, а не по тропе. Не видели туриста. Прошли к морю другим волоком, в другую бухту.

Поплыли по морю к Ермакову, не зная, где его изба…

Искали её. А потом вышли системой озёр к побережью за Шараповым мысом и плыли или шли вдоль берега к устью Керети. А ведь штормило!

В деревню Кереть Петя вызвал для Ричарда такси, но они не успели выйти вовремя…

А ещё, оказывается, Ричард не знал, что Володя сзади, и думал, что они с Петей догоняют Володю, а я отстала. Он не всегда понимал Петю, но у него не было карт, он не знал дороги, и ему приходилось идти за ним.

Вот такие приключения!

— Это всё индивидуализм. Свои раскладки. Никакого общественного снаряжения, — подвёл итог настоящий турист Володя. — Вот поэтому на ровном месте такое и происходит.

А я подумала — эх, я ведь забыла бинокль… Увидели бы их на Верхнем Поповом озере и всё было бы иначе, накормили бы Ричарда треской…

Карелия

Технический отчёт о походе 2-й категории сложности по озёрам Карелии к Белому морю, пройденный с 8 по 15 июня группой в составе от 4-х до 2-х человек на одноместных судах. 137 км. Из них окло 28 км — волоки.

6 ходовых дней, 2 днёвки.

Состав группы:

Васильев Володя — каркасно-надувной самодельный каяк, вес 9 кг.

Галкина Марина — надувной каяк «Колчим», 3,2 кг

Жуков Петя — надувная лодка «Каньон», 3, 5 кг

Ричард Лёвенхерц — пак-рафт, 1,6 кг

Нитка пройденного маршрута:

Ст. Лоухи — пристань Лоушка — озеро Лоухское — зап. залив, Варацкая губа — Каменные острова — озеро Большое Морозово — оз. Большое Крохино — дорога в стор Амбарного — озеро Северное Постельное — оз. Верхнее Попово — озеро Среднее Попово — оз. Нижнее Попово — Белое море — оз. Нижнее Попово — оз. Среднее Попово — оз. Верхнее Попово — оз Северное Постельное — дорога в стор Амбарного — река Каменная — оз. Верхнее и Нижние Вахкозеро — р. Домашняя — оз Кенозеро — оз Лоухское — пристань Лоушка.

Машина от ст. Лоухи — водитель Александр, тел 8 921 525 23 41, буханка (1 тыс за машину или 300 руб с человека).

Водный маршрут по Карелии

Синим — водная часть маршрута

Красным — волоки, переходы по дорогам, протаскивание по маловодным речкам

Треугольники — места стоянок

Водный маршрут по  Карелии

8 июня, старт ночью. Ночёвка на острове в 3 км от пристани Лоушка. На двух этих островах на мысах набитые стоянки. Волок через полуостров в зап залив (тропа около 150 метров). Экскурсия на высокий каменный остров в заливе, красивые скальные разломы. Архипелаг Каменных островов, каменный гриб на острове с выстной отметкой 81 м.

Температура днём — 30 градусов. Ясно. Сильный западный ветер. Во вторую половину дня — гроза.

Ночёвка а острове Зашеечный. 20 км.

9 июня. Утром штиль, температура плюс 25. Днём ветер западный. Ясно и переменная облачность. Прошли озеро Боьшое Морозово. Узкая протока в него от Лоухского озера с затопленными корягами. Тропа волока к озеру Бол Крохино идёт по открытому верховому болоту из самой дальней восточной части озера. Волок 800 м до западной части озера Большое Крохино.

По дороге, что на берегу озера Бол. Крохино прошли на юг около 6−7 км до отвилки на запад. Дорога хорошая, колеи накатанные, лишь изредко заболочена. Боковая дорога местами заросшая. На её развилке через 1, 5 км ушли правой заросшей дорогой, она почти терялась у болота, краем болота вышли по азимуту к оз. Северное Постельное. Стоянкка почти в зап его оконечности не очень хороша, но есть набитое кострище. 25 км, из них 10 км — волоки

10 июня.

Сильный западный ветер. Температура окло плюс 25, вечером гроза, дожди, похолодание до плюс 4 градусов.

Волок от Сев Постельного к Верхнему Попову озеру прошли по маловодной речке. Местами волочились по берегу, местами по камням в русле, значительную часть можно проплыть — плёсы.

Волок от Верхнего Попово к Среднему Попову идёт по набитой тропе, что начинается от стоянки, хорошо заметной с воды в с-восточном краю озера. Часть группы прошла волок по речке. Перепад 23 метра. Длина волока около 2 км.

На узкой части Среднего Попова озера стоит Локомобиль. Волок в Нижнее Попово озеро прошли из северного залива. Длина волока по набитой тропе около 50 метров. Можно перейти в Нижнее Попово и из южного залива.

Волок к Глубокой губе Белого моря по тропе, что начинается в самом конце озера, севернее вытекающй из него речки. Длина волока около 1 км. Хорошая тропа. У моря — набитая стоянка с ветрозащитной стенкой из брёвен. 24 км, из них 5 км — волоки

11, 12 июня. Сильный северный ветер. Пасмурно, небольшой дождь, затем ясно. Температура плюс 7 — 8 градусов. Днёвки на море, треска ловится со скалистых берегов в полотлива или полприлива.

13 июня. Температура плюс 15−17, небольшой восточный ветер. Обратный путь до Северного Постельного, 24 км, из них 5 км — волоки.

14 июня. Ясно, температура плюс 17−20. Волок на речку Каменную. Сплав по речке, пара незначительных шивер. Ловится щука. Озёра Верхнее и Нижнее Вехк озёра. Сплав по реке Домашней. Начало — слив за остатаками разрушенного моста, первый перепад ступенькой, далее шивера несколько сот метров. Много камней с валами. Дальше на реке ещё три шиверы. Затем озеровидное расширение 2 км длиной, в конце, при входе в Кенозеро — порог со сливом и прижимом. На озере при входе с Домашней много мест для стоянок на каменных мысах, встали сразу с правого берега на набитой каменной стоянке. 27 км, из них 8 км — волока

15 июня. Небольшой ветер с суши, на болшом плёсе озера Лоухского — штиль. Ясно. Температура плюс 20−25.

Вернулись на пристань Лоушки за полдня по протокам Кенозера и Лоухскому озеру.

16 км.

За время похода поймано на два спиннинга 7 щук, весом от 1, 5 до 2. 5 кг. И пару-тройку вёдер трески на 4 спиннинга.

Автор — Марина Галкина,

Фотографии автора и Ричарда Львиное Сердце.

20.06.2019
7807
Если вам понравилась статья, вы можете нажать “Нравится” и поделиться ей в своих соцсетях или мессенджерах