30 июля – 1 августа 2021 года на Алтае при поддержке компании «Сплав» прошли самые главные российские соревнования по каякингу «Король Азии». 50 атлетов со всей страны гонялись по самым интересным участкам реки Чуи: порогу «Бегемот» и Мажойскому каскаду. О том, как все прошло и кто в этом году получил титул Король и Королева Азии расскажу в этой статье я, Антон Свешников, один из организаторов соревновани.
История «Короля Азии» началась в 2010 году. Именно тогда было принято решение о строительстве дамбы на Мажойском каскаде реки Чуя, которая уничтожила бы один из лучших в стране участков для сплава. Что же особенного в этой секции? Мажойский каскад, или попросту Мажой, можно разделить на две части: верхнюю – 15 километров продолжительных порогов класс IV, и нижнюю – пять километров отборных мощных порогов класс V в глубоком каньоне, разделенных короткими участками быстротока. Очень простая логистика, разнообразные сложные пороги, короткие плесы, красивый глубокий каньон — все это делает Мажойский каскад реки Чуя лучшей однодневной сплавная секция Сибири, а может и всей страны.
Для того, чтобы не допустить строительства дамбы было решено привлечь внимание общественности, организовав эпичные соревнования. Первый «Король Азии» состоялся в конце июля 2010 года. В программе была квалификация на верхней части каскада и финал на нижнем Мажое. Поучаствовать в соревнованиях тогда решилось около двадцати человек. Это был успех. Каяк-гонка на Мажойском каскаде стала ежегодной.
К счастью, строительство дамбы так и не состоялось. А вот соревнования развивались. Добавился полноценный женский зачет, появлялись новые дисциплины: каяк-кросс, слалом, китайская гонка. Росло количество участников. Наши соревнования наделали много шума в мире. На Алтай стали приезжать лучшие зарубежные каякеры, чтобы приобщиться к нашим рекам, а заодно погоняться по огромным порогам Мажойского каскада. Команда организаторов росла. Соревнования «Король Азии» по праву стали самыми главными в России. Не всегда все шло гладко. В 2018 году соревнования не проводились, а в 2019 сменились организаторы.
По очевидным причинам 2020 год прошел без гонки по Мажою. В 2021 перед нами стояла важная цель: возродить легендарные соревнования, собрать в одном месте как можно больше хороших каякеров и в честном состязании определить новых Короля и Королеву Азии.
Квалификация, каяк-кросс
За неделю до даты начала соревнований на поляну в конце Мажойского каскада недалеко от деревни Чибит стали съезжаться машины с яркими лодками на крыше. Одни участники, всерьез рассчитывающие на призовые места, приехали пораньше, чтобы прикатать участки, другие – чтобы после года ковидных ограничений как следует потусить с себе подобными, организаторам же предстояло много работы. Из-за чрезвычайно жаркой погоды ледники Северо-Чуйского хребта активно таяли, что обеспечило самый высокий уровень воды в реке за все 12 лет проведения соревнований. 29 июня вечером прошла регистрация участников и открытие «Короля Азии 2021».
Весь первый день соревнований прошел на пороге «Бегемот» на среднем участке Чуи. Первый этап соревнований – квалификация. Старт из улова перед порогом, прохождение бочки под мостом, затем нужно обплыть два буя, расположенных на разных берегах и финишировать в конце препятствия на правом берегу. У парней первые 20 участников отбирались в полуфинал – салолом, а также распределялись хиты для каяк-кросса, в котором борьба идет на выбывание. Из шести девчонок четверо быстрейших попадали сразу в финал.
Наиболее зрелищная часть соревнований «Король Азии» - это каяк-кросс. Четыре атлета одновременно прыгают с моста в порог, огибают те же буи, что и в квалификации, и борются за право приехать первым на финиш, тем самым проходя в следующий хит и продолжая соперничество за право быть самым быстрым. Это жесткая контактная дисциплина. У мужчин первое место занял Смирнов Евгений из Санкт-Петербурга, у женщин Дарья Кузищева из Москвы.
Для тех, кто не отобрался в финал была проведена «Китайская гонка» – масс-старт, когда двадцать человек одновременно проезжают порог «Бегемот». Первые трое счастливчиков также попадают в полуфинал.
Полуфинал, финал
Так уж сложилось, что обычно соревнования «Король Азии» лишены интриги. Хорошо знакомый с российской каяк-тусовкой человек глядя на собравшихся на Чибитской поляне участников обычно может с высокой долей точности прикинуть, кто окажется на пьедестале. Но только не в этот раз.
Полуфинал гонки – это соревнования по правилам гребного слалома, где участникам надо как можно быстрее взять шесть прямых и обратных ворот. Вот только трасса висит на огромном пороге «Малыш» нижнего Мажойского каскада.
Ворота были натянуты заранее и все желающие имели возможность прикатать трассу, однако за час перед стартом организаторы перевесили ворота, чтобы все атлеты оказались в равных условиях. Это и создало главную интригу соревнований. Два главных фаворита гонки, неоднократные призеры предыдущих соревнований, – Сергей Ильин и Алексей Лукин не взяли по паре ворот и выбыли из дальнейшей борьбы. Семеро быстрейших прошли в финал. Над поляной соревнований повис немой вопрос: кто же теперь окажется на пьедестале?
Женский финал прошел на участке от порога «Малыш» до конца Мажойского каскада. Три сложных и очень мощных порога, зажатых в стенках каньона. Для обеспечения безопасности гонки парни-финалисты страховали девчонок. В результате упорной борьбы третье место заняла Светлана Чернышова (Екатеринбург), второе – Мария Коренева (Хабаровск), а Королевой Азии стала Дарья Кузищева (Москва).
После обеда состоялся финал у мужчин. Спортсменам предстояло пройти весь нижний каньон Мажойского каскада, шесть порогов максимальной категории сложности в одиночку. В ключевых местах каньона была поставлена страховка с воды и берега. Третье место занял Пестерев Андрей из Королева, второе - москвич Михаил Крутянский, а новым Королем Азии стал Евгений Смирнов из Санкт-Петербурга. Вечером прошло награждение, переросшее в эпичное пати. Про него ничего писать не буду, ведь все, что происходит на Алтае, остается на Алтае.
От лица организаторов хочу сказать: было интересно, весело, сумбурно, иногда нервно, порой хаотично. Но получилось хорошо. Большое спасибо всем, кто помогал судить, вешать трассу, страховать, возить, кормить и поить. Спасибо всем, кто гонялся по «Бегемоту» и Мажою на все деньги. Спасибо компании «Сплав» за призы. И, конечно, Кириллу Косогорову и Константину Лубягину, вместе с которыми мы сделали «Король Азии 2021». Это было круто.
Грустный Post scriptum
Через три недели после окончания «Короля Азии» главный вдохновитель и организатор соревнований Кирилл Косогоров погиб при прохождении Нижнего ущелья реки Башкаус. Светлая тебе память, друг. Дальнейшая судьба «Короля» пока остается неизвестной.
Фотографии Сергея Уварова, Марины Сновской, Константина Лубягина и Ирины Максимовой