Вон висят над чашей долины
Непролившиеся дожди,
Притаившиеся лавины. Ю. Визбор.
«Альпинизм, туризм, фрирайд — занятия, которые представляют потенциальную угрозу Вашему здоровью. Находясь в горах, Вы неминуемо подвергаете себя различным рискам: лавины, камнепады, трещины и другие опасности подстерегают любителей и профессионалов».
«Статистика неумолима: большинство НС происходит в небольших лавинах объемом от 1000 до 50 000 куб. м, а 90% пострадавших в лавинах сами вызвали их сход.» Сергей Веденин «Основы лавинной безопасности. Спасательные работы в лавинах.»
«Когда я рассказываю про фрирайд, я говорю: „Ребята, фрирайд — это не про лыжи, а про горы.“ Ты съехал с трассы 300 м в сторону и это уже история про горы.
По отношению к горам, мы все однолюбы. Чем они держат нас? Почему здесь внизу никогда не вспоминаются мучительные подъемы, предательские трещины ледников, лавины и камнепады?..
Вспоминаются только облака, проплывающие под ногами, снег, разлетающийся
Не будите его, а разбудив, будьте готовы к борьбе за себя и товарищей!
Сергей Веденин — Горный гид, Инструктор альпинизма UIAA (ENEQ) (Международная федерация альпинизма и скалолазания (UIAA) и Национальная школа альпинизма Квебека (ENEQ — Ecole Nationale d’Escalade du Quеbec, Canada), инструктор альпинизма 2й категории, аспирант гид по горным лыжам Ассоциации горных гидов России, преподаватель Центральной школы инструкторов альпинизма и УТС Жетон спасение в горах, спасатель, инструктор
— Одно только перечисление всех Ваших званий, специальностей и занятий наводит на мысль, что свою жизнь Вы проводите в горах, и мне очень повезло, что я застала Вас в городе. Это правда? Город — это только редкая передышка, если передышка, конечно?
— В горах работаю, в городе иногда отдыхаю, честно говоря, отдыхать мы с семьей тоже ездим в горы. Не берем гостей, берем ребенка и едем
— А ребенок маленький? У вас ведь девочка?
— 2.5 года сейчас. Она уже стояла на лыжах.
— То есть у Вас жизнь, о которой мечтают все влюбленные в горы!?.
— Ну, это же вечная история. Когда ты мечтаешь
— А какое у Вас было первое образование?
— Бауманка. Инженер по системам жизнеобеспечения летательных аппаратов.
— Класс! А работали по специальности?
— Нет, у меня в то время уже была работа, мы клеили надувные баллоны для катамаранов и рафтов на заказ, делали лодки, гидрокостюмы и другие вещи для сплава по воде. Кстати, в то время Сплав еще делал катамараны и тоже нам
-- А как потом все это переехало на горы?
— Я лет с 18 махал веслом в каяке, и 15 лет делал это фанатично и, в целом, довольно успешно — дошел до маршрутов высшей категории сложности. А потом происходит некий момент, когда понимаешь, что перешел с позиции — не умею, но очень хочется, в позицию — все умею, но перестало торкать. По инерции еще
Вообще, это было скорее возвращение. С 13 до 18 лет меня отправляли на лето в горы, то есть у всех были пионерские лагеря, а у меня альплагерь
В 2006 году я бросил бизнес, Москву, собрал вещи и уехал жить в горы. К тому времени у меня уже был 1-й разряд по альпинизму, и я катался на сноуборде.
— А в какое место уехали?
— В Приэльбрусье. Я позвонил начальнику, есть такой замечательный человек Череску Игорь Дионисович (он тогда был начальником ПСО «Шхельда»), и попросился к нему на работу, сказал, что хочу работать в горах. Они помялись и взяли, хотя им было это непонятно — денег за работу почти не платили. Так я и проработал в Приэльбрусье спасателем почти пять лет, попутно построил с товарищами хижину на Седловине Эльбруса, и поучаствовал в новом Приюте 11
— Тяжело работать спасателем?
Работа сложная. Мы реально работали 40−50 дней в году по трое суток подряд. Не то, чтобы очень напряженная работа, но все люди ходят в горы, а ты сидишь и ждешь пока
-Но ведь форму нужно поддерживать…
— Когда живешь в горах — это получается вполне автоматически. На гору не пускали, но кататься можно было 100 дней в году — денег за канатку со спасателей не берут.
— А что значит
— Лет
— Это по России только? Горы на нашей территории?
— В каждой стране есть своя Ассоциация Горных гидов, есть Международная Ассоциация Горных Гидов, есть Стандарт проведения школ. Чтобы получить сертификат не Российских горных гидов, а международный, ты должен отучиться в национальной школе, которая признана, как международная. Для того чтобы школа была признана международной есть ряд требований: должна быть Ассоциация, должна быть зарегистрирована профессия Горного Гида, должен быть некий набор документов и должна быть работающая разумная сертифицированная школа, выпустившая к тому моменту двадцать полных гидов. Полный гид — это гид по альпнизму и гид по лыжам в одном лице. Все здорово. У нас есть такой один — Серега Фурсов. Потому, что в профессии гидов по альпинизму денег сильно меньше, чем в профессии лыжного гида.
— Почему? Платят меньше?
— Народу меньше.
— Просто народ не идет в гиды по альпинизму?
— Чтобы быть полным гидом, нужно быть хорошим лыжником и очень неплохим альпинистом. В целом, это довольно редкое сочетание в наших местах. Поддерживать на хорошем уровне две квалификации альпинистскую и лыжную реально сложно. Ну и востребованность гида по альпинизму меньше.
— Какие требования, чтобы поступить? Нужно предоставлять документы о своих достижениях и разрядах, подтверждения категорийности походов, в которые ходил?
— Нет. Список гор, список маршрутов. Когда человек дожил до того уровня, когда ему нужно на школу гидов, он пишет список гор, список маршрутов, указывает, с кем он это делал. Всегда можно позвонить человеку, с которым он ходил и спросить, что мы про этого человека знаем. Этот мир очень компактный и прослойка тонка.
— А лично Вам, что нравится больше, водить группы или учить?
— Начинал с того, что больше учил, меньше водил. Сейчас я пришел к позиции 50 на 50. Половина программ учебные, половина маршруты. Уже образовался коллектив, который ездит 5-й, 6-й, 7-й, 10-й раз, я их чему мог уже научил. Ребятам просто интересно в хорошем коллективе осваивать новые места.
— А куда вы обычно ездите?
— Миграция гидов довольно стандартна. Осень — Сибирь (Мамай, Лужба, Шерегеш), потом, Кавказ — Армения, Грузия, другая Грузия (Сванетия), Приэльбрусье, весна — либо Норвегия, либо Европа, потом, к началу лета, обратно
— Теперь самое страшное и,
— Когда мы начинали кататься, мы слышали о лавинах, что они бывают, у меня даже были датчик и лопата. Пока я работал спасателем, я не копал живого человека ни разу. Спасатели живых не копают. Принципиально. Реальное время реакции спасслужбы — 2−3 часа, поэтому — нет, чудес не бывает. Были неудачные годы, когда выходило 7, 8, 10 лавинных спасработ за зиму. Насмотришься,
— Глубоко?
— нет, меня всего копали три раза в жизни и всегда очень неглубоко. Очень быстро. Я ни разу не испытывал проблем с дыханием. Меня покопали, и у меня возникло ощущение, что с этим нужно
— А интуиция развивается потихонечку?
— Нет, не интуиция развивается. Интуиция — это опыт. Если люди не катаются, понимаешь, что, отсутствует бэкграунд, на который это все можно положить. Например, в эти выходные на занятиях были ребята снегоходчики. Я могу им дать базу, могу дать спасработы, но у них нет этого ощущения снега под ногами, понимания звука. Им за шумом моторов не слышно, как ломается или меняет свое звучание снег под лыжами.
В целом, прогноз это простая вещь — выкопать лавинный шурф, изучить снежный покров. Любого человека научу
Так и делается. Идешь по склону, видишь лавину, подходишь к краю, копаешь. Это кусок опыта. Если нет времени совсем — выходишь на край, подпрыгиваешь, чтобы хоть
Еще, когда долго живешь в одном месте, планка опасности падает вообще. Ты склон помнишь наизусть, помнишь ногами, катал каждое место за сезон 10 раз, ощущение, что ты все умеешь, все знаешь и все классно. С одной стороны, действительно знаешь про данный снег много, но возникает ощущение ложной безопасности.
Когда не живешь в одном месте, а приезжаешь на тот же Чегет, например, на две недели, все по другому. Первые 5 дней, я хожу и пытаюсь понять, что вообще происходит. Лавинного прогноза, как такового нет, можно только пойти спросить Комарова, можно пойти спросить
— Я читала один ваш отчет по Армении. Вот, например,
— Это как раз и есть работа гида — понять, что сейчас безопасно — наверх или, наоборот, развернуться и отваливать вниз. На том вулкане мы поняли, что доверху осталось 100 м, а дальше выполаживается и выскочили наверх по холодненькому. Съехали в кратер вулкана, вылезли обратно, а, когда поехали вниз, склон отпустило — 70 см чвакающей каши до травы. Оно не ушло, лежит, уклон — 30−35 градусов, ровный конус вулкана, 700 м перепада и внизу овраг. Мокрый снег — лавиноопасность по верхнему краю,
Народ в печали: «А что мы не поехали, ведь снегу было много, классно???»
— Вот! Ведь ведешь группу, а она все время прессует, ей хочется катнуть.
— Группа прессует — раз, а вторая история, когда подходишь к месту, смотришь вниз, понимаешь, что сюда ехать нельзя, объясняешь группе, она соглашается, объезжаешь стороночкой, а вечером в гостинице встречаешь группу, которая в этом месте съехала. И рассказывают: «Вау! Там так классно, в это место зашли, там такой снег, такая катуха!»
На тебя начинают смотреть. — А что они съехали, а мы? — Тяжело. это проблема работы гида.
Работа гида — это история про работу с людьми. Технически проблемы есть, но в основном ты «торгуешь» безопасностью и хорошим настроением.
Поэтому я всегда говорю, что есть hard skills, Soft skills и motiveishen. Hard skills — это веревки, железки, лыжи, первая помощь, ориентирование, лавинка — открыл учебник и учись. Soft skills — общение с людьми — педагогика, психология
— А альпинизма много остается? Все лето?
— Нет, альпинизма летом у меня мало. Обычно одни сборы летом и пару сборов осенью
— Горная школа Mountschool.ru — это целиком Ваше детище? Расскажите о ней, пожалуйста.
— Есть я, есть некое количество
— Какова вообще идея?
— Мы учим. Ну и водим, конечно, но больше учим. Короткие школы в городе, короткие в горах, длинные в горах. Есть некая система, которая позволяет человеку за 2−3 года достичь определенной самостоятельности. Вопрос в том насколько это надо. В целом, из 100 человек, которые приезжают заняться альпинизмом, 1% станет спортсменами, 15% станет самостоятельными альпинистами, остальные попробуют — не понравится, бросят, попробуют — понравится, но будут ходить с инструктором, с гидом.
Если ты плохой гид — люди к тебе быстро перестают ходить. Все просто. Ты такой гид, как про тебя говорят. Говорят хорошо, значит ты хороший гид.
— Горная школа направлена на все, и на фрирайд и на альпинизм?
— Есть короткие программы для города. Пара курсов первой помощи, для тех, кто прошел базу, три курса спасательных работ, в Москве удобно проводить технические куски — работа с веревкой, снаряжением, поиск в лавине, курсы первой помощи.
Сейчас катающийся народ уже понял, что нужно покупать лавинное снаряжение — 10 лет вдалбливания и публика пришла к этому, а в альпинизме
— Практически у всех фрирайдеров есть снаряжение, но многие ли занимаются отработкой навыков пользования им?
— Народ в лучшем случае отрабатывает пробег с датчиком. Датчики за последние пять лет очень выросли в качестве, и поиск с датчиком стал простым даже, если ищешь
— Тренироваться можно только в горах на лавинных выносах?
— В Москве у меня получалось тренировать в нормальные года. Например, трехметровый отвал на парковке смерзшийся, отличной консистенции даже хуже, чем лавинный снег, но пусть лучше будет легче, когда это понадобится.
— Как донести до людей, что это все нужно? Вот, например, подростки насмотрелись красивых роликов
— Проблема фрирайда — это проблема простоты входа. Съехал с трассы и уже фрирайдер, положил в рюкзак щуп и лопату, прицепил датчик — уже фрирайдер.
Ровно поэтому пока я в Москве, я, как заводная мышь, читаю лекции о лавинной безопасности, во многом, в гуманитарных целях, чтобы объяснить, что жизнь сложнее, чем она кажется, пугаю, показываю страшилки. Хоть
— Кто больше идет на школу, новички или катающие фрирайдеры?
— Пополам. Очень сложно, когда в одной группе смешиваются новички и не новички, поэтому делишь.
Гудаурская программа — для новичков. Половина какания с канатки, немного
Армянская программа — уже новичков не брали, потому, что каждый день
В Гудаури берем людей на снегоступах. В Ушгули — нет.
— Только
— В анкете есть
Кроме того, когда с людьми встречаешься, общаешься — все люди нормальные, адекватные и разумные. Это пока все хорошо, а, когда все не очень хорошо, начинаются сложные психологические этюды.
Когда я рассказываю про фрирайд, я говорю: «Ребята, фрирайд — это не про лыжи, а про горы.» Ты съехал с трассы 300 м в сторону и это уже история про горы.
— Ну да, как минимум уметь передать, где ты находишься. Тоже далеко не все умеют…
— Да, основная проблема. — Вы где? — Мы на Эльбрусе.
У меня была такая история в декабре. Мальчик взял и дал с вершины не туда, куда договорились, а на 900 влево. В итоге три часа по тайге — пока догнали, пока загнали, пока обложили флажками и загнали обратно. Нервно местами. Зима, тайга, холодно, стемнеет скоро, а он съехал в долину, где никого нет. Пришлось поделить группу пополам — бодрых парней с собой, чуть менее — отправил обратно в домик.
— Сейчас все больше людей стали ходить на фрирайд с лавинными рюкзаками. Понятно, что это очень дорого и не всем доступно, достаточно тяжело его с собой возить, особенно, маленьким девочкам. Но ведь это реальный шанс. Какая система Вам больше нравится, и что можно возить самолетами?
— Я катаюсь с лавинным рюкзаком.
— Вопрос о необходимости не обсуждается, хотя это и не всем по карману. А, какой, из сегодняшнего многообразия, лучше?
— Однозначного ответа нет. У каждой системы есть плюсы и минусы. Рюкзаки JetForce — пока система не до конца отработана. Если ты упал на правый бок — не открывается, если замерзли клипсы — не открывается, после полугода эксплуатации клипсы ломается и подушка разматывается по лесу.
Если нужен рюкзак, который бы срабатывал 10 раз подряд — Arc’teryx Voltair (открывается вверх) — они объемные, здоровые, тяжелые, но многоразовые. Если нужен минимальный вес системы — Arva Reactor.
Ищете минимальный размер спины? — ABS делает два размера спины.
Если волнует вопрос максимальной защиты — Mammut (воротник, который раздувается из лямок и защищает голову, шею).
Я на эту тему написал здоровую статью, которая лежит на сайте «Спортмарафона»: «Как выбрать лавинный рюкзак» .
— А возить самолетом уже можно все?
— Да, все. По правилам все можно, правда, не все об этом знают. Хорошо иметь с собой распечатку правил провоза и дополнительные 15 минут времени на разговор.
— А какие лавинные датчики Вы посоветуете новичкам?
— Arva Evo — они хорошие, дешевые, безглючные. Хорошие, но чуть дороже — Arva Neo, Pieps DSP Sport, Mammut Element Barryvox.
Если вы хотите самые дорогие или собираетесь работать гидом, покупайте самые верхние датчики системы. Я не советую своим участникам покупать датчики ORTOVOX
— Почему? Их так много сейчас.
— Часть просто неработоспособны, потому, что думают по две минуты, а часть обладают фантастическими экранчиками, на которых ничего не видно на солнце. В некоторых моделях нет маркировки.
Вообще, если купить датчик подешевле и потратить часть денег и чуть больше времени на тренировки, эффективности будет гораздо больше. Все легко тратят деньги на железки и неохотно на тренировки, что обидно.
— То есть напутствие — идите, ребята, в школы!
— Необходимо понять, что часть навыков и понимания ситуации приходит от опытного коллектива. Можно описать сложные навыки в книжке. Получится 20 страниц мелкого текста, которые никто, никогда не прочитает
— Какие пожелания к нам, как к производителям одежды и снаряжения?
— А у вас все хорошо. Наблюдаю динамику процесса, и у вас в одежде приятное развитие. Поларовые курточки приятные пошли, прималофт пошел,
— Спасибо огромное за такой полный и интересный рассказ и удачи!
Беседу вела: Юлия Пушкова