0
0

Водный туризм или с чего всё это начиналось

11.03.2019
7045

«Понять воду, значит понять вселенную» Масару Эмото.

«Осенью следует начать тренировки на воде.

Самые первые тренировочные занятия туриста-водника должны заключаться в обучении плаванию и нырянию, в отработке техники и стиля плавания. Эти занятия проводятся или в открытых водоемах (до наступления холодной осенней погоды), или в бассейнах.

Только после того, как туристы научились хорошо плавать, начинаются тренировки на судах". С.Болдырев, В. Жмуров, Е. Косарев «СЛОЖНЫЕ ТУРИСТСКИЕ ПОХОДЫ».

С чего начинался экстремальный водный туризм или любовь к «белой воде»? С плотогонов-заготовителей леса и золотоискателей? С геологов? С людей, которым просто нужно было доставить грузы из точки А в точку В с наименьшими трудозатратами, хотя бы и с риском для жизни?

Вот небольшая выдержка из книги Оноприенко В.И. «Геологи на Крайнем Севере.» «ПУТЬ К КОЛЫМСКОМУ ЗОЛОТУ»

«К сожалению, райисполком обеспечил транспортом лишь находившиеся в Оле старательские артели, причем на весь путь до Среднекана, а Ю.А. Билибину ценой огромных усилий удалось нанять вьючных лошадей только до половины пути — до перевалов в притоки Колымы. Дальше Ю.А. Билибин решил сплавляться по реке, что было весьма рискованно… М. Медов (проводник) довел партию Ю.А. Билибина до перевала в реку Малтан — правый приток Бахапчи. Здесь построили два плота, на них сложили весь груз и отправились в рискованное плавание. Плоты постоянно садились на мель, так как Малтан в это время года сильно обмелел. Из-за постоянного проталкивания плотов через обмелевшие участки, у всех образовались ''кровавые эполеты» на плечах. Только спустя три дня, преодолев около 80 километров, плоты вышли в Бахапчу. Впереди было главное препятствие — пороги, которые старожилы считали непреодолимыми, но геологи сразу же направили плоты вниз по реке. Пороги на самом деле оказались сложными…

Этот сплав позволил найти удобный путь для снабжения золотых приисков, который использовали до 1934 г., когда автодорога от Магадана достигла Колымы".

Для моих родителей, которые с конца 50-х сплавлялись на деревянных плотах по Саянским рекам, — это уже были походы, а не работа, но пороги все еще не являлись самоцелью. Их гораздо больше привлекали дикие места, в которые можно было забраться только по воде.

по Саянским рекам на деревянных плотах

история водного туризма

история водного туризма

Строить плоты, сплавляться на них и проходить пороги — все это было безусловно очень интересно, но, скорее, как путешествие в неведомое, а не борьба за сложность и чистоту прохождения реки. В водный поход шли без спасжилетов, в брезентовых штормовках, не слишком задумываясь над тем, что плот может перевернуться, а переворачиваются деревянные плоты гораздо страшнее, чем катамараны или даже плоты понтонные. Мысли о специальной экипировке пришли с опытом.

история водного туризма

Я росла под папины рассказы о серьезных сплавах, летом и на майские праздники ходила с родителями в походы на байдарке и мечтала …

Потом вода заполнила все. Активная фаза нашего занятия водным туризмом началась в институте и пришлась на 80-е — 90-е годы. Это было время, когда Сергей Павлович Папуш только-только изобрел сплавной катамаран, когда все значимые водники были на слуху или знакомы, когда все от средств сплава до спасжилетов и гидрокостюмов делалось своими руками, а отчеты переписывались от руки в библиотеке Центрального Городского Туристического Клуба на Большой Коммунистической.

Я никогда не забуду, как черным резиновым клеем мы проклеивали шкуру байдарки на паркете в гостиной старого Московского дома, как ребята красили ткань для рюкзаков у меня на балконе, а потом несли ее стекающую всеми цветами радуги через спальню родителей (я тихо плакала на кухне), как кроили капрон паяльником …

Все это являлось частью игры, а теперь уже и истории водного туризма. Мы клеили внутренние баллоны катамаранов из БЦК и шили внешние на Зингеровских машинках, знали, на какой свалке в Питере можно найти куски пенополиэтилена для щитков, запасали продукты и лекарства.

Тогда споры о преимуществах коленной или стременной посадки на катамаране доводили до серьезных ссор лучших друзей.

Но мы и ходили! Весной и осенью — это были реки Грузии, Дагестана, Северной Осетии, летом — Средняя Азия и Алтай — страна была огромной и гостеприимной, а мы использовали любую возможность, чтобы метнуться в поход. Как же боялись нас проводницы! Мы забивали снаряжением общие вагоны, идущих в Среднюю Азию поездов, спали на третьих полках, дошивали снаряжение, братались с попутными группами туристов, пели и пили, но все это был еще не водный туризм, а все еще только подходы.

Подходами были и крутые горные серпантины на машинах без тормозов с отчаянными водилами, и пешие заброски с тяжеленными рюкзаками через горные перевалы, и «радиалки» в горы на стапеле, и только потом начиналась Вода…

история водного туризма

Своему расцвету в нашей стране Водный туризм, безусловно, обязан байдаркам.

Я говорю именно о массовости, поскольку понемногу на воду ходили всегда, используя для сплавов и плоты, и деревянные лодки и спасательные суда (ЛАС-ы — авиационные спасательные лодки, ПСН-ы — плоты спасательные надувные), да, в общем, все, что может держаться и держать на воде.

история водного туризма история водного туризма

Южный Буг Майские 2005 г сплав на ПСН. ЛАС-5

С просторов интернета: «Сплав по реке Уймень на ЛАС-5 в августе 2001» (http://www.phototerritory.ru/forum/118−218−1) «Сплавляемся мы уже лет 12 на надувных лодках ЛАС-5 (Лодка авиационная спасательная). Экипаж до 3 человек в лодке + багаж. Лучшего плавсредства для тех задач, которые мы ставим перед собой, мы не видели. Лодка в сложенном состоянии весит 24 кг, имеет вид рюкзака и легко переносится одним человеком. На воде легко управляется одним гребцом (капитаном), который принимает все решения во время сплава. Двое других членов экипажа обычно подсказывают ему препятствия и помогают в трудных случаях остановок или причаливаний к берегу, а также отталкиваются от скал, камней, берегов и деревьев при столкновении судна с ними во время сплава»

Байдарки — легкие складные гребные лодки — появились в магазинах Советского Союза в семидесятые годы и сразу распахнули горизонты любителям путешествовать. Их можно было перевозить в электричках и поездах дальнего следования, что все радостно и делали, начиная с половодья и заканчивая поздней осенью. Народ еще не был изнежен машинами.

Справка из Википедии: «В 1907 году портной и поставщик спортивной одежды из Розенхайма Иоганн Клеппер получил лицензию на изготовление изобретённой Альфредом Хойрихом складной лодки. Впоследствии в течение 20 лет он в процессе совершенствования конструкции изменил пропорции и размеры набора, а также провёл исследования по поиску наиболее подходящего для него материала и остановился на металле. Обшивку («шкуру») он начал покрывать резиной. Однако предложенный ещё Хойрихом принцип оставался в силе: лодка паковалась в одну, или две упаковки, шкура складывалась по внутреннему шву и шнуровалась, как обувь.

Складная байдарка Клеппера («Faltboot Aerius II», 1955 год), производившаяся в Польше под названием «Нептун» имела деревянный набор, детали которого соединялись с помощью алюминиевых защёлок, а шкура состояла из трёх слоёв прорезиненной парусины. В конструкцию шкуры были введены два накачиваемых воздухом буля, что заметно повысило её остойчивость. Лодка была снабжена парусами — одним самодельным косым и вторым, тоже нестандартным — прямым. Длина лодки составляла 5,2 м, ширина по миделю 0,68 м, вес 32 кг.

На этой лодке врач доктор Линдеман (Dr.med. Hannes Lindemann) за 72 дня пересёк от Лас-Пальмаса на Канарских островах до Св. Маартена на Малых Антильских островах Атлантический океан. Это было им сделано с целью доказать, что не потерявший самообладания человек может выжить после того, как его судно потерпит кораблекрушение." …

«Наибольшее распространение получили каркасные и каркасно-надувные лодки, за счет их мобильности и надёжности при относительно умеренной цене. Секционные пластиковые байдарки в основном распространены в Западной Европе и Канаде. В СССР были популярны туристические двух- и трёхместные байдарки «Таймень-2» и «Таймень-3», а также байдарки класса «Салют» (также двух- и трёхместные), и байдарки «RZ» производства ГДР (с деревянным каркасом, собираемым на верёвочных узлах и завязках). Из каркасно-надувных байдарок, выпускавшихся в СССР, стоит упомянуть «Катран».

Некоторое время в эксплуатации находилась каркасно-надувная байдарка «Нептун» со штатным парусным вооружением, недостаток которой состоял в малой вместимости груза и весьма высоком полном весе с парусным вооружением и швертами весе (более 50 кг).

В последнее время получают некоторое распространение надувные байдарки (например — «Хатанга», «Щука», «Пионер АR»)."

До марта 1967 в СССР была шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем, но, несмотря на это, как только таял снег, счастливые обладатели байдарок спускали их на воду.

Для кого-то это были просто путешествия для души — в красивые, дикие места, а кто-то, заболев водой, шел в турклубы, где были уже более серьезные походы, постоянные тренировки, соревнования, и, конечно, мастерские. В мастерских промышленные байдарки укреплялись, проклеивались или превращали в каркасно-надувные, а позже любители байдарочного сплава стали конструировать байдарки сами, подстраивая их под свои нужды.

Интерес к байдаркам не угасает и в наше время, правда, прорезиненную «шкуру» каркасно-надувных лодок заменило дно из ПВХ, появились надувные и пластиковые варианты, но суть остается прежней — легкое, устойчивое маневренное судно, которое отлично подходит и для семейного отдыха и для автономных путешествий.

На байдарках ходили в походы с 1-ой до 3-ей, категории сложности, а самые отчаянные начали выходить и на горные реки.

история водного туризма

история водного туризма

история водного туризма

Но пойти можно, а для того, чтобы пройти, одного безумия явно не достаточно. Прислушайтесь к фразам: «Башкаус на байдарках», «гребной слалом», «изобретение катамарана», «водный туризм» — звучит по-разному, но все эти понятия объединяет одна легендарная личность — Сергей Павлович Папуш.

Сергей Павлович в 1976 году ходил на двухместной байдарке на Башкаус (Алтай). Башкаус — река совсем не байдарочная. Лично для меня она стала «точкой невозврата» в водный туризм, хотя до него было несколько рек 6-й категории сложности, в том числе Обихингоу (Памир) и Кекемерен (Тянь-Шань) по большой воде.

Этот поход заставил Папуша задуматься над надежным, хорошо управляемым страховочным судном.

Так был придуман катамаран — судно, которое на долгое время стало практически единственным, не считая плотов, средством сплава по рекам выше IV категории сложности.

Уже через два года в 1978 году Сергей Павлович повторил поход на Башкаус. Группа состояла из двух байдарок и двух катамаранов. Поход занял первое место на чемпионате СССР по водному туризму.

история водного туризма

история водного туризма

Башкаус-78. две байдарки: Смирнов Александр — Папуш Сергей и Радаев Владимир — Поляев Леонид;

два катамарана:

Гомберг Игорь — Чумаков Вячеслав — Тарасов Сергей — Агеенко Алексей и

Дяченко Владимир — Папуш Марина — Колпаков Андрей — Рагимов Сергей,

кинооператор — Богданов Владимир. http://burnovoding.ru/blog/5622.html

Изобретение катамарана стало началом новой эры в водном туризме. Во многом этому способствовало то, что большую часть заядлых туристов составляли студенты технических вузов и техническая интеллигенция. Кроме того, в это же время постепенно стали появляться и новые для нас материалы. Добыть их было не просто, но через туристические клубы или как-то по-другому, в общем, возможно. Яркие анораки из коландрированного капрона и тормозного парашюта теснили привычные брезентовые штормовки, появились прорезиненные капроны, БЦК (костюмы химзащиты) и ПВХ.

Народ понял, что снаряжение можно делать своими руками и начал творить! Каких только катамаранов не было!..

история водного туризма

Продольные двойки с байдарочными веслами для несложных походов.

Катамараны с круглыми и сложнопрофильными баллонами, острые, как бритвы и горбатые, как верблюды, верткие и устойчивые, с деревянными и дюралевыми рамами, с коленной и стременной посадкой.

история водного туризма

Сначала, конструкторы катамаранов действовали на ощупь, потом стали подстраивать суда под свои задачи и стиль прохождения.

история водного туризма

На большой воде очень прижились «Горбатые» четверки, где гребцы сидели на уровне палубы, а баллоны были сложнопрофильной верблюдообразной формы. Все это делалось для увеличения водоизмещения без уменьшения маневренности судна.

Одной из лучших конструкций катамарана для категорийных рек была двойка «Лиса» или «Лисовоз» Дмитрия Паршина, а за ней его же «Ламбада» — двойка с двумя поперечинами.

история водного туризма

С появлением катамарана водный туризм моментально перескочил на несколько уровней вверх.

история водного туризма

Катамараны были маневренными и надежными, они многое прощали, но и заставляли отрабатывать гребок, учиться читать воду, работать в команде, доверять капитану. Вода может на время усыпить бдительность, но она не терпит халявы.

Устойчивость и маневренность делала катамаран и отличным средством сплава для отдыха с детьми.

история водного туризма

Дети туристов-водников рано отведывали всех прелестей кочевой жизни.

история водного туризма

И вот, что из них вырастало.

На плотах тоже продолжали ходить. Деревянные плоты, уступили место понтонным. Промежуточным звеном были плоты на автомобильных камерах и даже металлических бочках с деревянным настилом.

история водного туризма

история водного туризма

история водного туризма, плоты

Однако специфика водного туризма в СССР и годы Перестройки заключалась в длительных автономных забросках, часто до горы нужно было идти через несколько горных перевалов, а сплав начинать высоко в горах, где леса не было. Плоты стали делать, как и катамараны на разборной дюралевой раме и продольных или поперечных понтонах (на серьезных реках поперечные победили). Конечно, даже в таком варианте нести плот было гораздо тяжелее, чем катамараны.

история водного туризма

Кроме сложностей на заброске, плоты уступали катамаранам и в простоте изготовления, кроме того их гораздо тяжелее было обносить на непроходимых порогах.

Поэтому в какой-то момент появился гибрид плота и катамарана — «честер». «Честер» попадал в весовую категорию катамаранов, но имел большое водоизмещение, а, следовательно, устойчивость плотов.

история водного туризма

Судно представляет собой четыре (по два с каждой стороны) поперечных баллона, связанных рамой. По виду напоминает плот без понтонов под палубой, но гребцы не стоят, как на плоту, а сидят на баллонах лицом друг к другу и работают катамаранными веслами.

На страницах альманаха «Ветер странствий» № 25 1990г.) А. М. Сажнев так описывает «честер» в статье «Опыт плавания на плоту типа „Честер“»

«Достоинства «честеров» — простота в изготовлении (с момента прибытия на место стройки и до отплытия проходит полдня). Конструкция судна значительно легче плотовой схемы. Разгруженный «честер» просто управляется одним человеком — выполняются зацепы подтягивания. Корму легко забросить в тень. Высота рамы позволяет пропускать камни, если идти лагом. Запас плавучести и расположение гребцов по углам обеспечивает хорошую остойчивость.

Недостатки «честеров» — низкая обитаемость (выше, чем у катамаранов и байдарок, но ниже, чем у плотов с палубой); незащищённость гребцов при хождении в каменных коридорах; отсутствие собственной скорости (хотя можно, развернув его лагом, работать в режиме катамарана, но здесь другие пропорции, и это положение неестественно в потоке); необходимость более чёткой и слаженной работы гребцов, чем при путешествии на плоту; в противном случае в пороге они могут компенсировать усилия друг друга вместо того, чтобы работать в одну сторону.

Давая общую оценку «честеру», можно сказать, что это хорошее и надёжное судно. На реках малой и средней водности, в особенности на очень каменистых и техничных маршрутах, каким является Верхний Онот, «честер» имеет неоспоримые преимущества перед плотами и катамаранами. Среди участников похода на Оноту были сторонники катамаранов, но и они отдали предпочтение «честеру». Большой диаметр гондол даёт возможность выйди сухим из воды — мы не пользовались гидрокостюмами даже в майских походах по Катуни, Урсулу, Казыру".

Тем не менее, недостатки «честеров» перетянули чашу весов, и они не прижились.

Интересным, но тоже не очень прижившимся средством безаварийного сплава был «Бублик» (карабобель). Он был задуман для мощных рек с высокими сливами и являл собой нечто среднее между плотом и катамараном. Считалось, что перевернуть его невозможно, поскольку имея палубу центром тяжести, он всегда будет прокручиваться до ровного киля. Однако аварии все же случались, в основном, из-за плохо раздутых баллонов.

история водного туризма

история водного туризма

Бывают и такие штуки:

история водного туризма

Вот транспортное судно, которое было задумано Сергеем Лагодой и изготовлено 15 лет тому назад Анатолием Куликом, «Плот Тибет, для экспедиций, которое может транспортировать много тонн полезной нагрузки. Два плоских днища позволяют даже 4 гребцам его легко вращать. Предусмотрена площадка для электодвигателя. Безрамная конструкция. Восстанавливается после переворота (на фильме видно), доработать упоры (теперь добавляю пряжки авторемней безопасности, которыми гребец фиксируется к сиденью) и вперёд на месяц автономки (каяки на палубе). реворот плота или самосплав)». С.Лагода.

В это же время, на Западе, в Америке и Канаде гораздо больше был развит каякинг, поскольку там уже тогда для заброски к началу сплава можно было доехать на машине или нанять шерпов. Это был совершенно другой сплав — гораздо более индивидуальный — скорее даже вид спорта, чем путешествие. Ребята отлично ходили на каяках, но надеялись в основном на собственные силы.

Наши же водные группы были единым механизмом, где у каждого своя роль, своя задача и каждый знал, что делать в экстремальной ситуации. Группы были схожены, поскольку по многу лет сплавлялись практически неизменным составом. Была разработана четкая система страховки и порядка прохождения порогов, и это работало.

Однако гребной слалом на байдарках и каяках активно развивался и у нас. Первые наши каяки также делались энтузиастами «на коленке», а не промышленным способом, и одной из ключевых фигур в развитии и популяризации гребного спорта являлся Сергей Павлович Папуш.

Вот небольшая выдержка из его интервью: (ПАПУШ. ИСТОРИЯ ЯВЛЕНИЯ.: https://wildtour.livejournal.com/9742.html):

«Когда мы начинали, гребной слалом в Москве отсутствовал. Он был самым мощным в Латвии и на Украине, еще маленькими кусочками по стране и в Ленинграде. Ленинград тогда считался отдельной республикой СССР по спорту. Были сборные России, Украины, Москвы и Ленинграда. Это сейчас смешно…

То есть в Питере — слалом, а в Москве — нет?! Ну, мы и занялись этим делом. Лодки в стране тогда существовали старинные, только производства ГДР, поскольку Союз не дружил с другими слаломными державами, ни с Англией, ни с Францией, ни с кем.

Одним из теоретиков нашего движения был Вадим Гуйда, сейчас в Канаде живет, а тогда числился студентом Тимирязевской академии. Его идеи воплотились во многих начинаниях, например в попытке приподнять «железный занавес» собственными руками. Покупали на черном рынке кроны, Вадим ехал в Чехию и привозил оттуда новые лодки. Разумеется, как личный багаж. С них делали матрицы и изготавливали эти самые «лодки нового поколения». И когда мы, молодые, никому не известные, еще только будущие мастера гребного слалома, вышли на чемпионат СССР, то монстры слалома из Латвии и Украины смотрели на нас как на инопланетян — такие лодки они видели только на обложках иностранных журналов. У них все было очень старое. Как я уже говорил, гребной слалом — бурно развивающийся спорт. Он и сейчас быстро развивается, а тогда каждый год-два происходили какие-то революционные изменения. И мы старались все время быть на переднем крае — и в гребном слаломе, и в водном туризме, которым параллельно занимались.

По сложной воде в то время люди практически не умели ходить, в нынешнем понимании этого слова. Представления о том, что и как должно происходить в водном потоке, были весьма смутными"…

история водного туризма

В этом же интервью Сергей Павлович говорил: «Что мне хочется подчернуть… Да, каяк действительно такая посудина, где ты гораздо ближе к природе, к потоку, чем на любом другом плавсредстве — катамаране или „бублике“. На каяке ты — как частичка, как молекула воды, и от твоего мастерства зависят и ощущения, и даже жизнь. Тем не менее это лишь малая часть российского водного движения, которое само по себе — огромный пласт. В нем и катамаранщики, и „бублики“, и плотовики, и слаломисты, и родеисты… И это хорошо. Как известно, видовое разнообразие — залог выживания популяции».

история водного туризма

история водного туризма

Это интервью Сергей Павлович давал в 2001 году. С тех пор техническая база наших каякеров и их мастерство выросло настолько, что, по моим ощущениям, они чувствуют себя вполне уверенно там, где команде катамарана приходится бороться изо всех сил.

Интересно, что думает про все это Папуш сегодня? Надеюсь, рассказать вам про это в следующей истории.

Автор: Юлия Пушкова

11.03.2019
7045
Если вам понравилась статья, вы можете нажать “Нравится” и поделиться ей в своих соцсетях или мессенджерах