Вокруг Ольхона.
19 февраля. Заброска на старт.
В посёлок Сахюрта, или, как называют остановку местные — МРС, можно приехать на маршрутке от автовокзала города Иркутска. Зимой маршрута ходит два раза в сутки, отправление в 10 утра и в 14 00. Цена билета на февраль 2016 года — 700 рублей (в цену входит и стоимость багажа). Маршрутка идёт около 4−5 часов.
В Иркутске нас встречал мой знакомый Андрей Коротков, который купил для нас 4 баллона газа и записал в список пассажиров на утреннюю маршрутку. Таким образом, приземлившись в Иркутске в 6 утра, мы успели всё: и купить продукты на начало маршрута, и отдохнуть, посидев в кафе у автовокзала.
Водитель маршрутки, которая дальше следовала в посёлок Хужир, высадил нас на берегу Байкала, в 10 метрах ото льда, у пролива Ольхонские ворота.
Солнце, мороз около — 17-ти, ветер
Такого хорошего льда в проливе Андрей раньше никогда не видел. И ему ни разу ещё не удавалось обогнуть Ольхон полностью — на участке от МРС в сторону Хужира в Малом море всё было заторошено и на коньках идти было невозможно. Теперь мы надеялись, что нам удастся обогнуть Ольхон.
А пока — быстро на ветру загружаем
А у меня происходит сдвиг сознания. Это реальная фантастика! Лёд прозрачный, и кажется, что ты сейчас наступишь и провалишься в воду.
Толща льда иссечена трещинами, они просвечивают большими белыми пластами вглубь, заставляешь себя верить в то, что это лёд, что он толстый. Что пучина не разверзнется под тобой сию же минуту.
Лёд на трещинах вполне ровный, однако поначалу эти линии, которыми исчерчен лёд, видятся мне объёмными не в глубь, а будто бы торчащими на поверхности. Будто перед тобой расстилается поле с бесчисленными
А ветер в спину ощутимо гонит вперёд, страшно, что он сейчас нанесёт тебя
Как хорошо, что я послушалась совета в рекламном описании пешеходного тура вокруг Ольхона: берите с собой снаряжение на минус 40 градусов, даже если по прогнозу обещают небольшой минус.
Кажется — всё попало! Какой Ольхон! Добраться бы до Андрея, до этой точки на горизонте…
И параллельно этим мыслям о самосохранении — феерическая красота и необычайность пейзажей окружающей местности просто кружат голову.
Пролив — застывший фьорд с красивыми скалами, отражающимися в стеклянной глади. Пузырьки воздуха, на разном уровне вмёрзшие в прозрачную толщу льда белыми блинами.
А натёки на скалах — застывшие брызги и волны!
Камни подо льдом. Нет, к такой красоте надо привыкнуть. Пока мне невозможно одновременно и любоваться пейзажами и овладевать техникой скольжения по разнородному льду.
Отключаюсь от красот и перехожу на скольжение. Постепенно начинаю чувствовать себя всё увереннее. Широкие полосы наметённого снега вдоль трещин перехожу, шагая. Коньки держат, палки с победитовыми наконечниками втыкаются надёжно. Вскоре уже начинаю перепрыгивать трещины, не сбавляя ход. Однако 2 раза в этот день
Обогнули мыс Уншуй и попали в зоны не такого ровного и гладкого льда, как в начале. Здесь были полосы красивых торосов.
Солнце село, но мы решили продолжать движение. Ветер попутный — надо пользоваться. Нам здорово повезло: луна входила в фазу полнолуния и здорово освещала окрестности. Катить под луной по льду — это просто чудесно! Никогда не думала, что льдины под луной светятся изумрудными огоньками, будто
Решили пристать к берегу в распадке между сопками. Вдоль берега шла полоса
Ехали без фонарей, Андрей уже вышел на берег бухты и подсветил мне фонарём. Пошла напрямую и попал в полосу торосов. На коньках их преодолеть не удавалось, переодела шиповки. Однако и в шиповках по нагромождениям ледяных глыб идти было травмоопасно.
В этом распадке, оказалось, есть изба. Она была заперта, но рядом с ней была небольшая баня, открытая. Там была печка и мы решили обосноваться в этой маленькой избушке. Хорошо, что взяли ножёвку. Вокруг избы росло несколько ветвистых деревьев, много сухих стволиков. Мы быстро напилили дров на печку. В бане могло бы комфортно разместиться не более 4-х человек.
Банька, в которой мы ночевали.
В этот первый день, а вернее — полдня мы прошли 31 км.
20 февраля.
Ветер
Лёд разный. Есть хорошие участки гладкого льда. А есть бугристый, неровный лёд. По такому против ветра почти встаёшь.
Особенно сильно дуло перед мысом Ухан. И лёд здесь был, как назло, не очень хороший.
Ветер продувает насквозь. Иду во флисовке, куртке анораке из прималофта-ссылка, всегда в капюшоне, а сверху ещё и в непродуваемой длинной штормовке. И изредка надеваю поверх всего этого тёплую пуховку. На ногах два слоя термобелья, флисовые наколенники и поверх этого ходовые штаны Action Alpine-ссылка — они отлично работают, не стесняют движений — и дышат, и не сильно продуваются. Когда солнце и морозные крошки слепят, надеваю очки. На нос натягиваю флисовую полоску. А так подбородок и часть щёк закрывает труба. На ботинках — бахилы. Это необходимая деталь снаряжения, если желаете, чтобы ваши ноги не отморозились.
Основной груз в санях. А за спиной — рюкзакчок Покет пак — v-2 си — ссылка, в нем пуховка, запасные рукавицы, перекус, фонарик, карты, очки. В карманах удобно держать всякую мелочёвку. Его пояс хорошо распределяет нагрузку от саней.
Вот и мыс Ухан. За ним вскоре лёд становится получше. И ветер, вроде, слабеет. Снова переодеваю коньки. И дальше лишь гряды торосистого льда мешают нашему движению.
Под вечер выходим на поля ровного льда, тянущиеся до горизонта. Кажется, они идут прямо до мыса Ижимей. Решаем доехать до него, это ещё примерно 17 км.
Солнце село, ветер стал стихать. Почти летим! Решаем заночевать за мысом Ижимей на берегу в распадке, в 5-ти км от мыса.
Но на подходе к мысу ветер вдруг сильно крепчает. На порывах просто останавливает. Если бы мы шли по ветру, то идти было бы просто невозможно — опасно. Может унести и разгрохать
За мысом впереди мерцает яркая звёздочка.
Мыс Ижимей. Гора Жима. Самое высокое место Ольхона — 1274 метра. А под ним — самое глубокое место на Байкале — 1642 метра. И мы здесь около полночи, нас жмёт ветер. И не выйти на берег, здесь и дальше прижимы. Всё в торосах. Не хочется ставить палатку на льду в такой мороз и ветер, решаем идти дальше, пока не найдём место выхода на берег. Катим по хорошим ледяным полям вдалеке от берега, они тянутся вдоль полосы торосов.
Так мы и доходим до бухты посёлка Узур. Это единственный посёлок на восточном берегу Ольхона.
Интересный случай приключился на пути к посёлку.
Ну как это — не найти палки?! А ведь действительно — ну никак! Мы ищем вдвоём ещё минут 10. Неужели, придётся разбивать тут лагерь, чтобы утром по свету найти? Андрей ищет уже метрах в 150-ти от саней. Я провожу следственные эксперименты, отпружинивая палку от трещины. Дальше, чем на 2−3 метра не улетает. Решаю поискать не за санями сзади, и не сбоку, а ближе к посёлку — в том направлении, куда мы шли. Вдруг, когда разворачивалась, проехала мимо палки и дальше. И вот, натыкаюсь! В 10 метрах от саней. 20 с лишним минут поисков на ровном месте! Обалдеть!
Теперь к берегу. Поздно. Все спят. Люди есть, это видно,
-Чего фонарём в глаза светите? Два часа ночи на дворе.
— Простите! Мы туристы, нигде на берег не выйти, всё в торосах. Нам бы в бане переночевать. А тут в посёлке все домики закрыты, никого нету.
— Да вот, заходите в баню. Дрова есть. Топите.
Так мы удачно разместились и на этот раз в тепле домика.
Ночью было минус 30. В этот день, несмотря на сильный встречный ветер и местами не очень хорошее состояние льда мы прошли 71 км.
21 февраля.
Посёлок Узуры.
Сегодня, наконец, никуда не спешим. Если против встречного ветра мы можем пройти 71 км, то по ветру сможем гораздо больше.
Мороз около минус 15−17 градусов, светит солнышко, почти безветрие. Красота! Наконец, мы спокойно скользим по льду и фотографируем. Этот участок маршрута от посёлка Узур через мыс Хобой на западную сторону острова мне очень понравился. Здесь был отличный гладкий зеркальный лёд. И удивительные ледяные наплёски на скалах. И даже прибрежные пещеры.
У мыса Хобой стало встречаться много трещин и торосов вдоль них.
В одну такую незамёрзшую трещину Андрей провалился чуть ниже колена одной ногой. Но быстро выскочил и вымокнуть не успел. А вода действительно по виду никак не отличается от льда. Надо быть аккуратнее на трещинах, где топорщатся льдины, такие трещины надо прощупывать палкой.
Мыс Хобой.
За мысом Хобой — самой северной точкой Ольхона — язык торошения шёл далеко в западном направлении. А вдоль него тянулась полоса отличного льда. Мы летели по ней, всё надеясь, что сейчас торосы отступят, но нет. Пришлось вернуться и искать проход
За мысом среди ледяных нагромождений стояла машина и была видна кучка людей. Мы преодолели полосу льдин (на коньках) и подошли к машине. Дальше среди торосов шло подобие дороги, она петляла по более низким участкам ледовых наносов. А люди оказались китайскими туристами — их привезли сюда, к мысу и они гуляли среди торосов.
Мы проехали ещё полтора километра до бухты, откуда начиналась тропа наверх. Последние метров 500 до берега шла без коньков — всё в ломаных заснеженных льдинах.
Мы поднялись по тропе по лесному склону на вершину водораздельного хребтика, там, наверху, уже была степь.
Виды сверху потрясающие. Прогулка к самому северному мысу Ольхона — несомненно, мероприятие, заслуживающее внимания.
Вернулись вниз с дровами, набранными по пути, уже в темноте. Поставили палатку на неширокой пологой полочке берега между обрывом и льдами.
Ночью, похоже, было около тридцати мороза. Попробовала для эксперимента заснуть в одном спальнике —«Fantasy 233» Primaloft®-ссылка, 1400 граммов весом. Его заявленная температура комфорта плюс 2 минус 3, а экстрима — минус 18 градусов. Но ведь я сплю во всей одежде, в штанах и анораке
Так что все эти градусы
В этот день мы прошли 22 километра.
22 февраля
Морозный рассвет. Палатка изнутри вся в инее. Готовили и на костре и на горелке в палатке.
Сегодня шли по дороге на льду. Не шли, а летели. Ветер попутный. Дорога проминает полосы торосов, утрамбовывает снег, так что практически везде можно скользить на коньках. Только лёд на дороге немного белёсый от шин, не девственно гладкий и чистый.
Навстречу нам едут караваны джипов. Выходной день — поэтому так много народу. Однако туристов на коньках или пеших — не встретили. Видели только одного велосипедиста.
Перед островами, что в 8 километрах от посёлка Хужир встречались участки плохого льда, где идёшь и спотыкаешься. Зато потом — чистое ледяное поле до самого посёлка.
Под скалой Шаманка у посёлка красивые ледяные натёки. Но очень много народу. За мысом Хобой таких натёков гораздо больше. А народу там — вообще никого.
В посёлке закупились продуктами на следующую часть маршрута и решили заночевать. Мест, где можно остановиться — море. Посёлок явно ориентирован на туристический бизнес. Постучавшись в ближайший двор от магазина, где было написано — сдаются комнаты, нас приютили в уютном номере с электрическими обогревателями.
Прошли за день 42 км.
23 февраля
Снова встречный ветер. Солнышко за хмарью. Но постепенно облака поднимались, склоны горок за Малым морем просвечивались.
Сначала был участок бугристого льда, но дальше он стал лучше.
Любовались красивыми натёками на мысах.
Заобедали за острым мысом Хоргой, в 27 км от Хужира. Здесь не дуло и очень красиво освещались
Остров Хибин по силуэту напоминает кита.
За мысом Кобылья Голова начался сказочный учсток льда. Мы летели!
Встретили тут два буера. Один подъехал к нами, пилот поздоровался. Это оказался француз из Парижа. Они сегодня просто тренировались, а вскоре собирались идти к Северобайкальску, но не на буерах. Буер может развивать скорость до 100 км в час!
А у нас скорость 18−20 км в час, когда ветер попутный.
Итак, снова пролив Ольхонские ворота. Мы замкнули круг вокруг Ольхона. 200 км позади. Мы прошли их за 4 дня, последние два дня особо не спеша. Так что это расстояние при желании можно пройти и быстрее.
За мысом Крест, на выходе из пролива, начались участки торошения. Но в основном лёд был хороший. Проехали до последней бухты перед длинным участком сплошного скалистого берега без бухт. Эта последняя бухта, удобная для ночёвки, находится примерно в 20 км от мыса Крест, и в 7 км перед следующим мысом —
Палатку поставили на голой земле. Сильный ветер выдул в широкой безлесной лощине весь снег, и сейчас не давал нам спокойно расслабляться на берегу. Здесь явно были стоянки скотоводов — кострища, обложенные камнями, сухие коровьи лепёшки, камни, по периметру придавливающие полотнища шатров.
Прошли за день 64 км.
Марина Галкина