Какое снаряжение выбрать в автопутешествие по России тем, кто привык к обычным походам

В этой статье автор проходит по каталогу “Сплава” и отмечает товары, которые могут быть интересны именно путешественникам на машине.

10 лет путешествую по России и соседним странам на автомобиле. Начинал с легкового Форд Фокус, на котором проехал 200 000 км по нашей стране. В последние 5 лет занимаюсь внедорожным туризмом на подготовленной Mitsubishi L200. Проехал все популярные места джиперов - Кольский п-ов, немного Кавказа, Алтай, Урал, Казахстан, Тянь-Шань. А в 2020 сделал кольцо СПб - Магадан - Приморский край - СПб с визитами в Саяны, на оз. Джека Лондона, сопки Сихотэ-Алинь, Байкал и Северный Урал. Я пишу красивые посты на DRIVE2.
Поездки по нашей стране всегда немного похожи на аутдор-приключения. Дело в больших расстояниях, в бедной дорожной инфраструктуре. А во многие места нужно реально "добираться" по грунтовым дорогам или вовсе по бездорожью. По скорости это получается часто как пеший поход, а иногда даже медленнее, потому что вместо рюкзака притащить на место нужно целый автомобиль.


Путешественникам нужно подготовиться к обедам на свежем воздухе, плановым и внеплановым остановкам в дикой местности. А если хочется увидеть больше - например, рассвет в Приэльбрусье, утро в горах Алтая, поймать на ужин щуку на вечерней зорьке или просто пройти сложный многодневный маршрут для внедорожников - то нужно планировать полноценный походный лагерь с ночевкой.
Принципы сбора вещей
Все происходит как в привычных туристических походах, но с важными автомобильными отличиями.
Автотуристы по сравнению с пешими и водными походниками меньше ограничены в объеме снаряжения, и значительно меньше - в его весе. Поэтому можно брать с собой больше вещей, и они будут более комфортными, чем, например, у легкоходов.
В машине можно возить не только консервированные, но и скоропортящиеся продукты - автохолодильники недороги, их много. Это значит что и кухонные приборы будут разнообразнее и многочисленнее.
В автотуризме даже на самом начальном уровне уже появляется комфорт в виде настоящей мебели - столов и стульев. Самые требовательные к комфорту ребята даже заменяют коврики на кемпинговые раскладушки.
Наконец, машина производит немного электричества, что означает большую свободу в подборе девайсов и приборов типа фонарей и раций.


Но не все так просто
Машина, особенно внедорожник, действительно везет много вещей. Но доступный объем всегда забивается полностью. К томе же кажется, что можно упихнуть все поплотнее и влезет больше. Но тогда каждый разбор и сбор лагеря превращается в бессмысленный и беспощадный паззл, пожирающий массу времени и сил. Возить можно много, но не слишком.
Кухня действительно разнообразна, но часто случается что вода доступна очень ограниченно. Много готовить - значит много мыть и убирать, а этого в путешествии хочется избегать. Нельзя забывать про экологию, мусор, leave no trace и все такое.


Про электричество все тоже непросто. Если в движении можно смело заряжать до десятка девайсов через пару розеток 12В, то на стоянке таким образом можно посадить аккумуляторы и устроить себе массу приключений. Особенно если машина тяжелая и современная, которую не завести "с толкача".
Поэтому выбор туристической снаряги для автопоездок хоть и по-своему, но тоже ограничен и требует вдумчивого подхода.
Что брать
Палатки
Это для тех, кто не перешел на специфические автомобильные жилые системы - палатки на крыше, спальники в салоне, автодома и остальной vanlife.
Вес и объем сложенной палатки значат в автопоездке немного, зато скорость сборки так же важна, как в пешем туризме. Поэтому тяжелые "кемпинговые" палатки я советую брать только на большие компании. Остальным рекомендую присмотреться к палаткам-автоматам, а если нужно не только ночевать,но и ужинать под крышей - к шатрам-автоматам. Они собираются одним человеком за 3-4 минуты и так же быстро собираются. У “Сплава” автоматов я не нашел, но есть недорогая и легкая альтернатива - Кемпинговый шатер Mosquito.
Мебель для кемпинга
Брать любую, но обязательно примерять к габаритам авто. Советую не экономить на стульях и брать с самым толстым материалом сиденья, идеально - если он утепленный. Я использую ноунейм стулья, похожие на вот эти и меняю их по мере износа.
Что касается столов - варианты с плоской столешницей более хрупкие, но более приятные в использовании. Речь, например, о таком складном столе.
Мое отношение к вещам чудовищно небрежное, поэтому себе взял решетчатый алюминиевый стол из пластин, которые сворачиваются в трубочку. Он надежнее, к тому же лучше подошел под схему укладки вещей в пикапе.
Кемпинговые кровати хороши для ночевок теплым летом в шатрах, когда нет задачи поддерживать тепло и ютиться в маленьком объеме.
Но даже летом на раскладушки нужно кидать тонкий туристический коврик, иначе спину может продувать холодом от земли.
Спальники
В автотуризме этим словом называют не только пуховые мешки, но и системы лежаков в салоне. Но я сейчас про мешки. С ними все как в обычном туризме - берем по погоде и собственной мерзлявости. В машине можно возить толстые и тяжелые, но не увлекайтесь и продолжайте экономить объем. И так же важно как в пеших походах хранить спальники в сухости. Прячьте их в чехлы и пакеты.
Газовые горелки и системы
Так получилось, что все что про газ, у меня из “Сплава”. Берите самые устойчивые и обязательно со шлангом. Купите для каждой переходник с винтового ("пузатого") на цанговый ("бутылочный") баллон переходник. Газ в цанговых баллонах вдвое дешевле, а еще он продается не только в туристических магазинах, но и в деревенских хозтоварах*.
* Здесь спорный момент, так как производитель не рекомендует использование низкокачественного газа во избежании засорения газового оборудования.
Впрочем, легчайшая титановая горелка Ultralight XTR с микробаллоном 110 мл у меня в машине тоже есть в специальном наборе. О нем в самом конце.
Обязательно берите не одну, а минимум две горелки на экипаж. Во-первых, резервирование. Во-вторых, удобнее готовить сразу на двух, как дома. У меня одна горелка для сковородки (вот где важно чтоб была устойчивость) Sharp, а вторая - система FastBoil для кипячения воды.
Утром на завтрак на сковородке жарится яичница, а в Бойле в это же время кипит вода для чая.
Посуда
В машину часть посуды я беру прямо из дома. Но если вы любите еду горячей, то на улице комфортнее термомиски и термокружки. У меня именно они уже несколько лет. Не берите пластик, берите алюминий - его легче мыть. Кипятить чай в таких кружках нельзя (плохо греется через изотермическое доннышко), но в автопутешествие можно и небольшой чайник прихватить. Ребята из “Сплава” сказали мне что гордятся своей титановой посудой.
Термос и термокружка с крышкой-поилкой - обязательные штуки в машине. Всегда делаю утром чай в них на весь день, а вечером заправляю термос на ночь и утро. Выбирать по своему предпочтению, у меня кружка из Ашана.
Фонари
Очень важная вещь для ребят как я - любителей поискать стоянку в темноте. Источник заряда в машине может быть любым. Я раньше предвзято смотрел на зарядку фонарей по USB, но потом привык и теперь все фонари у меня заряжаются через переходник от прикуривателя. У меня их два. Мощный налобник с регулировкой яркости я использую в лагере или когда нужно что-то сделать под машиной.
А очень-очень мощный поисковый фонарь незаменим в ночных поисках дороги. Часто я пользуюсь им совместно с фарами дальнего света. Потому что обычный автомобиль не светит вбок, но искать съезды с дороги нужно именно там.
Автотуризм - это не только езда
Мы часто едем на машине тысячи километров по дорогам и сотни без таковых только для того, чтобы в конце надеть рюкзак и уйти в пеший трек. Поэтому в машине у меня ездит и все нужное для пеших походов - легкая палатка, походный рюкзак, ботинки, треккинговые палки, а с недавних пор - даже пакрафт. Когда цель поездки - комбинированная, снаряжение начинает где-то совмещаться, а где-то - дублироваться. В дублировании вещей нет ничего плохого, это удобно. Главное чтоб все свободно влезло в машину.
Аварийный рюкзак
Я начал статью с того что автотуризм часто похож на аутдор-приключения. В моем случае это оффроуд с известным риском отправиться пешком за трактором. Кроме того, есть неиллюзорные риски фатальной поломки, повреждения и даже полной гибели машины в сотне километров от людей.
Понимая эти риски, в сложных поездках я держу в машине набор для быстрой эвакуации. Это легкий штурмовой рюкзак с мультитулом, микро-баллоном газа и титановой горелкой, кружой, аварийным одеялом и еще некоторым числом вещей. Этот рюкзак лежит в моментальном доступе, чтобы в случае аварии, например, утопления в броде или пожаре авто, я смог быстро его схватить, покинуть машину и выйти к людям за помощью, не усугубляя аварийное положение дел.
За годы путешествий у меня бывали трудности. Но аварий, слава богу, не было.
Автопутешествия - это комфорт


Наблюдения и советы, которыми я поделился - мой личный опыт, который я набирал методом проб и ошибок. Во всех экспериментах я стремлюсь к максимальному комфорту и удобству использования.
Тратить меньше времени на сборы, меньше сил на кухню. Лучше отдыхать, и больше времени смотреть по сторонам. В поездках по красивым местам России смотреть и наблюдать всегда есть на что.
- Главная
- Блог
- Как выбрать
- Какое снаряжение выбрать в автопутешествие по России тем, кто привык к обычным походам