0
0

Как подобрать вёсла для сплава

14.04.2025
213

Всех, кто сплавляется по спокойной или бурной воде, — будь то новички или профессиональные спортсмены, катамаранщики или пакрафтеры, взрослые или дети, — объединяет одно: для сплава необходимо весло. Весло — надёжный спутник водного туриста, и от правильного выбора зависит эффективность сплава, комфорт и безопасность. В магазинах представлен широкий ассортимент: десятки видов и сотни моделей вёсел. Выбрать подходящее весло может быть непросто не только новичку, но и опытному туристу. В этой статье разберёмся, какие бывают вёсла, из чего они изготовлены и как выбрать оптимальный вариант.

В статье мы не рассматриваем вёсла для слалома, профессионального спорта или специализированных видов водных активностей. Мы сосредоточимся исключительно на сплаве.

Кузищева Дарья
Кузищева Дарья

Бурноводный каякер, путешественница, победительница российских и международных соревнований по каякингу.

Основные типы вёсел

Вёсла бывают однолопастными и двухлопастными. Эти два типа имеют особенности, которые необходимо учитывать при выборе. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Однолопастные вёсла

Такие используются для сплава на катамаранах, рафтах и каноэ. Они состоят из шафта (трубка, соединяющая ручку и лопасть), лопасти и ручки, которую называют «тэшка» или t-grip из-за её характерной формы.

Весло для рафтинга

Двухлопастные вёсла

Эти вёсла используются для сплава на каяках, байдарках и пакрафтах. Независимо от того, предназначено весло для сплава по бурной воде, спокойной воде или морю, конструкция остаётся одинаковой: шафт и две лопасти. Основные отличия заключаются в форме лопаток и длине шафта, которые зависят от типа сплава и конкретного судна.

Двухлопастное весло
Весло для байдарки с пластиковыми лопастями асимметричной формы. Хорошо виден угол между лопатками

Лопатки двухлопастных вёсел расположены под углом друг относительно друга. На гладкой воде разворот лопастей нужен, чтобы снизить сопротивление встречного ветра при гребле. На бурной воде угол между лопастями позволяет мышцам рук работать более эффективно.

Формы лопастей

Это важный критерий при выборе весла, поскольку форма лопасти влияет на удобство гребли и на то, как быстро турист почувствует усталость. Рассмотрим подробнее особенности формы лопатки для разных типов вёсел.

Лопатки всех однолопастных вёсел, независимо от типа сплава, имеют симметричную форму. Симметричная лопатка подходит как для правшей, так и для левшей и поэтому будет удобна туристу вне зависимости от того, гребёт он на правой части судна или левой.

При выборе однолопастного весла важно учитывать площадь лопатки и её ширину. Чем шире лопатка и больше её площадь, тем больше усилий потребуется для гребка. Поэтому девушкам и подросткам рекомендуется выбирать весла с меньшей площадью лопасти, а крупным и сильным мужчинам стоит рассмотреть вёсла с большей площадью.

Сплав на катамаране
Вёсла для сплава на катамаране. Видна симметричная форма лопаток. Фото Натальи Чубаренковой
Этот товар можно купить только в розничных магазинах
Этот товар можно купить только в розничных магазинах

Большинство современных двухлопастных вёсел имеет асимметричную форму лопастей (за исключением некоторых самых простых и дешёвых моделей). У таких лопаток нижний край скошен, а верхняя часть длиннее нижней. Эта форма обладает лучшими гидродинамическими свойствами по сравнению с симметричными лопатками.

Для сплава по озёрам, спокойным рекам, морю и для гладководных соревнований выбирают вёсла с длинными и узкими лопастями: эта форма помогает быстрее набирать и поддерживать скорость. Поскольку в таких условиях сложные манёвры и опоры не требуются, указанной формы лопасти более чем достаточно. Для сплава по бурной воде лопасти вёсел короче и шире, чем у моделей для спокойной воды. С такой формой лопастей проще делать эскимосский переворот и опоры в условиях бурной воды.

У лопастей есть две стороны: тыльная и рабочая (сидя в лодке, мы видим именно рабочую сторону). Практически у всех лопастей рабочая сторона вогнута, образуя так называемую ложку. Эта форма помогает захватывать больше воды и делать более эффективные гребки.

Вёсла для байдарки
Лопатки двухлопастных вёсел. Оранжевая лопатка асимметричная, синяя - симметричная

На некоторых более продвинутых моделях вёсел лопатки могут быть немного вынесены вперёд относительно шафта. Такое техническое решение позволяет делать гребок более мощным и продолжительным.

Для двухлопастных вёсел также важно правильно подобрать размер лопаток в зависимости от физической подготовки и антропометрии гребца. Как и в случае с однолопастными вёслами, для девушек и подростков рекомендуется выбирать вёсла с меньшими лопатками, а для крупных и физически сильных людей — с большими лопатками.

Гнутые и прямые шафты

Конструкция шафта для однолопастных вёсел довольно проста: это всегда (за исключением некоторых специализированных моделей для профессионального слалома, которые мы не рассматриваем в этой статье) прямая палка с лопастью с одной стороны и рукоятью с другой.

Для двухлопастных вёсел вариативность исполнения шафтов значительно шире, и это важный аспект, который стоит учитывать при выборе. Рассмотрим их особенности.

Прямой шафт для двухлопастных вёсел — это самый распространённый вариант исполнения. Он прост в производстве и интуитивно понятен для туристов, особенно для новичков. Однако при длительной гребле или высоких нагрузках, например, в сложных порогах, запястья и верхняя часть тела могут сильно уставать.

Изогнутый шафт (иногда называемый коленвалом или эргошафтом) имеет специальные изгибы в местах хвата, что обеспечивает более естественное положение запястья. Эргономичная форма снижает усталость верхней части тела и значительно уменьшает нагрузку на суставы.

Пакрафтинг
Композитное весло с изогнутым шафтом

Стоит сразу сказать, что вёсла с изогнутым шафтом нужны далеко не всем. Они могут пригодиться серьёзным бурноводным или морским каякерам, а также спортсменам-слаломистам. Для похода на байдарке или пакрафте вёсла с изогнутым шафтом избыточны. Они сложнее в производстве, а значит, и дороже. Кроме того, такие вёсла часто труднее поддаются ремонту, и в большинстве случаев они тяжелее на 10–15 % по сравнению с моделями с прямым шафтом.

Если вы собираетесь приобрести весло с гнутым шафтом, обязательно попробуйте его перед покупкой. Каждая компания по производству вёсел имеет собственный дизайн коленвала, и важно понять, подходит ли он именно вам. Вёсла с изогнутым шафтом одной компании могут идеально ложиться в руку, в то время как вёсла другой фирмы окажутся неудобными.

У современных композитных прямых вёсел шафт часто имеет каплевидное сечение в местах хвата рук. Это особенно важно для каякеров и пакрафтеров, поскольку такая форма позволяет не беспокоиться о положении лопасти под водой при выполнении эскимосского переворота.

Независимо от того, какой шафт вы выбираете для весла, важно удостовериться, что оно не скользит в руках. Иногда может понадобиться дополнительная доработка, такая, как обмотка мест хвата изолентой или добавление термоусадки.

Материалы для изготовления вёсел

Давно ушли в прошлое деревянные вёсла для сплава. Кое-где в закромах турклубов ещё можно найти вёсла от байдарок «Таймень» и «Салют» с дюралевыми лопастями и шафтом. Это уже архаика. Из чего же изготавливают современные вёсла?

Полиэтилен и сплав алюминия

Полиэтиленовые лопасти и шафт из алюминиевого сплава — это бюджетный вариант, отлично подходящий для рафтинга, сплава на катамаранах, походов по спокойной воде и начинающих бурноводных каякеров. Такие вёсла тяжёлые, «мягкие» (незаметно изгибаются при гребке, что ведёт к лишнему расходованию сил), и форма лопаток у них далека от идеальной, однако их довольно сложно сломать и стоят они совсем недорого.

Весло для пакрафтинга

Стекловолокно

Это относительно доступный композитный материал для изготовления вёсел. Он позволяет изготавливать лопатки сложной формы, что отражается на эффективности гребли. Вёсла из стекловолокна легче и жёстче и достаточно хорошо выдерживают большие нагрузки. Стекловолокно — это компромисс между стоимостью изготовления, гребными качествами и прочностью, что делает вёсла из этого материала отличным выбором для туристов, которые ищут баланс между ценой и качеством. Однако их проще сломать, особенно на малорасходных каменистых речках. Они требуют аккуратности, лопатки могут стачиваться со временем, что уменьшит их площадь.

Карбон и кевлар

Карбоновые весла — это наивысший стандарт в мире каякинга и спортивных сплавов. Они чрезвычайно лёгкие, жёсткие и обеспечивают отличную передачу усилия от весла на корпус лодки. Эти вёсла идеально подходят для опытных каякеров, пакрафтеров и рафтеров, которые занимаются сплавом на высоком уровне или участвуют в соревнованиях. В некоторые модели карбоновых весел добавляют кевлар. Такие гибридные вёсла гораздо более живучие относительно карбоновых, однако немного тяжелее.

Сплав на пакрафте
Карбон-кевларовое весло с изогнутым шафтом

Стоимость карбоновых и карбон-кевларовых моделей значительно выше, чем у предыдущих вариантов.

Длина весла

Весло должно быть такой длины, чтобы гребцу было комфортно и он мог грести с максимальной отдачей. Расскажем об основных критериях для выбора весла.

1. Рост гребца.

Чем выше гребец, тем длиннее должно быть весло, чтобы обеспечить правильное положение рук и технику гребли.

2. Ширина и высота лодки.

Характеристики судна напрямую влияют на выбор длины весла. Чем шире и выше лодка, тем длиннее нужно весло.

3. Тип лодки и назначение.

Для разных видов активности на воде длина весла будет отличаться.

Для катамарана длина весла должна быть не меньше уровня подбородка гребца, чтобы обеспечить правильную технику гребли. Для рафта весло может быть немного длиннее.

При выборе весла для байдарок общая рекомендация: длина должна быть равной росту гребца с вытянутой вверх рукой. Эта рекомендация подходит большинству байдарочников, но длина может варьироваться в зависимости от ширины лодки: чем шире байдарка, тем длиннее должно быть весло. Обычно длина весла для байдарок составляет от 210 до 240 см.

Для пакрафтов рекомендуется использовать весло длиной от 200 до 220 см.

Для бурноводного каякинга обычно выбираются вёсла длиной от 186 до 203 см в зависимости от роста гребца и стиля сплава.

Оптимальную длину весла лучше всего выбрать, протестировав его в действии. У каждого туриста своя техника гребли, поэтому указанные рекомендации — ориентировочные, а не строгие правила.

Разборные вёсла

Вёсла бывают как цельными, так и разборными, состоящими из двух, трёх или четырёх частей. Цельные вёсла обладают большей прочностью и надёжностью, но их неудобно перевозить, особенно при перелётах на самолёте.

Однолопастные весла, как правило, выпускаются цельными, хотя иногда можно встретить модели, которые можно разобрать на две части для удобства транспортировки.

Сплав на пакрафт

Разборные двухлопастные вёсла могут состоять из двух, трёх или даже четырёх частей. Весло, состоящее из двух частей, удобно перевозить, особенно если вы путешествуете с каяком, – его легко поместить внутрь лодки. Чем больше разъёмных соединений имеет весло, тем ниже прочность и больше люфт деталей, что негативно сказывается на качестве гребли.

Вёсла, состоящие из трёх или четырёх частей, любят пакрафтеры для комбинированных пеше-водных путешествий. Каякеры используют их в качестве запасных и обычно хранят в кормовой части лодки или в отсеке для снаряжения. Такие вёсла необходимо иметь с собой на сплаве на случай поломки или потери основного.

Дополнительные характеристики двухлопастных вёсел

При выборе двухлопастных вёсел нужно учитывать хват и угол разворота лопастей.

Хват весла может быть правым или левым в зависимости от того, в какой руке гребец держит его жёстко, а в какой проворачивает. Большинство гребцов предпочитает правый хват, но это вопрос личного выбора и не зависит от того, правша вы или левша.

Угол разворота лопаток определяет, насколько они развёрнуты друг относительно друга. Обычно угол варьируется от 0 до 90 градусов, но наиболее популярен угол в пределах 30–60 градусов.

Если вы сплавляетесь по бурной воде, то цвет весла имеет значение. Весло яркой раскраски проще найти в случае утери. Вёсла из карбона и карбон-кевлара, как правило, имеют чёрный или тёмно-зелёный цвет и плохо поддаются окрашиванию. На помощь приходят разноцветные наклейки.

Алгоритм выбора подходящего весла

  1. Определитесь с направлением сплава и типом судна, на котором вы планируете путешествовать.
  2. Установите бюджет, который вы готовы выделить на покупку весла, так как от этого зависит выбор материала.
  3. Выберите материал весла: более доступные полиэтилен и алюминий подойдут для начинающих, в то время как стекловолокно и карбон — для более опытных туристов.
  4. Определите, нужно ли вам разборное весло или предпочтительнее выбрать цельное. Разборные вёсла удобны для транспортировки, но цельные более прочны.
  5. Подберите оптимальную длину весла и размер лопастей, ориентируясь на свой рост и тип судна. Это важно для комфортной и эффективной гребли.
  6. Для двухлопастных вёсел выберите тип шафта (прямой или гнутый), определитесь с хватом (правый или левый) и выберите угол разворота лопаток.

Каякинг на бурной воде

Правильный выбор весла зависит от множества факторов, таких, как тип судна, материал, длина, форма лопаток и угол разворота. Важно выбрать весло, которое максимально подходит именно вам и вашим условиям сплава. По возможности протестируйте несколько моделей, чтобы найти оптимальный вариант для комфортной и эффективной гребли. Весло — ключевая часть снаряжения для сплава, поэтому к его выбору стоит подойти ответственно.

14.04.2025
213
Если вам понравилась статья, вы можете нажать “Нравится” и поделиться ей в своих соцсетях или мессенджерах