Уважаемые клиенты! В связи с техническими работами на складе время доставки интернет-заказов может быть увеличено. Приносим извинения за неудобство.
Назад Закрыть
25.04.2022

Безопасность в водном и пешем туризме

photo_2022-04-21_11-23-32.jpg
Андрей Феоктистов

Автор: Андрей Феоктистов, основатель команды 6B.






Не было ни «тоннелей со светом», ни всей жизни перед глазами за одно мгновение. Была тупая, паническая борьба и беспросветное осознание приближающегося конца.
Андрей Феоктистов
Турция, река Фиртина. 2011 год

Грузия 7.jpeg
Грузия. Андрей Феоктистов @sixhard

Часть 1. Авария не равно трагедия

Часть 2. Трагедия начинается дома

Часть 3. Алгоритм происхождения трагедии

Часть 4. Синдром отложенной аварии

Часть 5. Конкурентная борьба?

Часть 6. Вывод: проблема планирования безопасности

Любой поход или сплав — вызов привычному миру. Человек берёт на себя смелость заявить: «я смогу жить в лесу, пить воду из болота, подняться на перевал и спуститься с него целым».

Когда речь о категорийном мероприятии, а на кону звание и уважение команды, вопрос не стоит за комфортом. Нужно преодолеть задуманные препятствия быстро, с минимальными потерями в снаряжении и живыми, здоровыми товарищами.

Всё это риск, за которым стоят награды — медали, сертификаты, звания и уважения. Их сияние затмевает резкий поворот или перетёртую верёвку. Опасность в походе не обязательно ждёт только на краю света или в самой глубокой пещере, её можно встретить в ближайшем лесу.

Так откуда растут корни трагедий и является ли соблюдение техники безопасности панацеей?



Авария не равно трагедия

Я попал в тяжёлую аварийную ситуацию. Меня не спасли: физическая подготовка, опыт и набор каких-то навыков, выводы из прошлых чрезвычайных ситуаций, через которые мне довелось пройти. Сейчас я понимаю, что шанс удачно всплыть вверх головой в кроне деревьев достаточно невелик...
Андрей Феоктистов
Турция, река Фиртина. 2011 год

Проанализировав весь тот день, я пришёл к выводу, что авария произошла не случайно. Ей предшествовал ряд ошибок, если бы я вовремя обратил на них внимание, всего можно было избежать. Важно понимать, что трагедия является результатом не крушения, а упущений в соприкосновении со стихией. А само столкновение не являлось следствием ошибок. Её точно так же могло не произойти. Кодекс безопасности в туризме не поможет, так как копать в вопросе нужно глубже.

usXex0DhBb4.jpg 1E6N_snYLY4.jpg
Пакрафт фэст

Трагедия начинается дома

Пролетев пять метров, ухнул об скалу и устремился вниз по кулуару, набирая скорость. Через сотню метров рюкзак вылетел на курумник и, вертясь, поскакал дальше по камням. В какой-то момент от него начали отскакивать в стороны разные предметы: трекинговые палки, бутылка с водой, верхний клапан. Было бы красиво, если бы в этот момент взорвался газовый баллон. Очень эпичное было бы зрелище.
Андрей Феоктистов
Швейцария, Монблан. 2018 год.

Уже сидя дома в тепле, разбирал историю, как я оказался висящим на скальном сбросе посреди одного из самых популярных и безопасных маршрутов в Швейцарии. Тогда я не мог двигаться и был вынужден сбросить рюкзак. А до этого регулярно терял время в поисках газа, из-за грозы или желания срезать по немаркированной тропке. Я чудом остался жив, блуждая по фирну и леднику в трекинговых ботинках, готовя еду в палатке и не проверив снаряжение, которое дало сбой.

Все эти проблемы были зачаты ещё дома. Удели я время этим пунктам, трек вокруг Монблана стал бы приятным воспоминанием.

6nwj1spw6fjceg1jnnx76t4h6qyf5vd2.JPG
Хранение снаряжения @pintarest
  • Изучение местных обычаев (нерабочее воскресенье) сохранило бы время на поиски газового баллона.
  • Проработка маршрута заранее, позволит знать куда идти нельзя и разработать план Б, взять подходящие снаряжение (кошки и цепи).
  • Практическая и теоретическая подготовка в области горного и лавиноопасного рельефа, обеспечила бы выбор безопасной линии спуска по снежному склону.
  • Проверка снаряжения не заставила бы мёрзнуть в дырявой палатке.
  • Знания техники безопасности при обращении с газовым оборудованием сохраняют здоровье.

В совокупности, эти ошибки привели к страданиям, разрушенным планам и зря потраченному времени. Так я понял, что путешествие становится безопасным и приятным только после ряда подготовительных мер, но и это не всё.

Алгоритм происхождения трагедии

Проехав сотню метров мощного участка, мы вылетаем за очередной поворот. Впереди лежит дерево, наполовину перекрывает собой русло. Судорожно пытаясь отгрести, я лишь понимаю - это самое страшное, что с нами могло произойти: дерево в горной реке…Я Жив. Мне впервые в жизни хочется расцеловать мужчину. Но сил хватает только на банальное и, наверное, совсем неуместное «Спасибо»
Андрей Феоктистов
Турция, река Фиртина. 2011 год

Карелия 3.jpg Карелия 2.jpg Карелия 5.jpg
Карелия. Андрей Феоктистов @sixhard

Как уже говорил выше туризм — это риск, а категорийный туризм риск в кубе. Ситуация, описанная выше, типична для дерзких планов «больше, дальше, сильнее». Поэтому для наглядности построим простейшую математическую модель.

Есть два параметра для оценки:

  1. Организация безопасности (просмотры, страховка и проч.) и её отсутствие.

  2. Успешное и неуспешное прохождение.

В расчёт берутся препятствия соответствующие уровню подготовки группы. В походе высшей категории сложности учитываются только сложные пороги.

На организацию безопасности тратятся ресурсы: силы, время, нервы «цена» этого действия (-1).

Отсутствие организации страховки ничего не отнимает, но и не даёт, поэтому цена равна (0).

За успешное прохождение получаем (+1).

За неуспешное потеряем одно очко, так как это трата ресурсов (-1).

Получаем простую матрицу.

Организация безопасности

Успешность прохождения

А
Не организуется (0);
Неуспешно (-1);
Стоимость: -1
B
Организуется (-1);
Неуспешно (-1);
Стоимость: -2
C
Не организуется (0);
Успешно (+1);
Стоимость: 1
D
Организуется (-1);
Успешно (+1);
Стоимость: 0

Наиболее выгодной стратегией будет успешное прохождение препятствия без организации страховки. Остальные варианты «прибыли» не приносят. Наихудший вариант (В), возникает при организации страховки и неуспешном прохождении. В этом случае трата ресурсов удваивается.

Киргизия 11.jpg
Киргизия. Андрей Феоктистов @sixhard

Рассмотрим более длительную перспективу, например, из 10 препятствий.

Понятно, что в чистом виде получится следующее:

(А) = -10

(B) = -20

(C) = 10

(D) = 0

Попробуем посмотреть на систему немного под другим углом.

Интересно, что для того, чтобы на десять прохождений получить в сумме 0 баллов, нужно реализовать одно из следующих отношений:

  1. (A x 5) + (C x 5) = -5 + 5 = 0

Где пять не успешных прохождений без страховки и пять успешных прохождений без страховки. То есть, десять прохождений без организации страховки.

  1. (B + (A x 3)) + (D + (C x 5) = -5 + 5 = 0

Что это значит?

  • Чтобы пройти препятствие, нужно затратить силы на преодоление и ещё большие на выживание.

  • Чтобы вероятность успешного прохождения была выше, стоит озадачиться подготовкой — страховкой и анализом местности перед стартом, но это тоже требует затрат времени и сил.

Следуя формуле, делаем вывод: чтобы «выйти в ноль», необходимо минимум 60% препятствий пройти без организации страховки — «идти с ходу» больший процент препятствий.

Эта разница неосознанно становится привлекательной для многих групп. Занудная работа выматывает и отбивает всякое желание, а вместе с тем и удовольствие. В долгосрочной перспективе подобный расчëт перестаёт быть таким линейным, но одним из последствий подхода является рост «плохой» толерантности. Чем больше успешных прохождений без организации страховки, тем меньше желания тратить на неё ресурсы в дальнейшем. Что нас приводит к следующему пункту.



Синдром отложенной аварии

Метод «Кавалерийского наскока», позволявший Чернику много лет успешно проходить сложнейшие маршруты, превратился в бомбу замедленного действия. Таким образом, был накоплен огромный потенциал, который и спровоцировал массовую гибель. В 2007 году в Китае при первопрохождении реки Юрункаш произошёл несчастный случай с гибелью троих человек, включая руководителя, один участник пропал без вести. Двоих оставшихся удалось спасти с большим трудом спустя 25 дней после аварии.

Анализируя этот случай, можно сделать вывод, что подготовка хромала с самого начала и всё строилось на личном авторитете руководителя. Лидером группы был Сергей Черник — заслуженный мастером спорта России, семикратный чемпион России, с опытом руководства 23 походами 6 к.с. Остальные участники были моложе и имели менее масштабный водный опыт. Была проигнорирована высокая степень риска, возникающая при режиме первопрохождения реки в чужом регионе. В график был заложен высокий темп, а впоследствии выяснилось, что группа попала в высокую воду и обладала слабым картографическим сопровождением.

Как негативно работает «накопление позитивного опыта», можно разобрать на примере игры в Джангу. Из одинаковых блоков выстраивается башня, а затем по очереди вытаскиваются блоки и перекладываются наверх, пока вся постройка не рухнет.

Представим следующую схему:

03mbn6jklc0saz3ruazos1hu176dv2f4.png

Одна часть блоков — успешное прохождение маршрута.

Вторая — регалии признанные и не гласные.

Третья — пройденные сложнейшие препятствия в течение многих лет.

Четвёртая — качественное снаряжение.

Каждый «сыгранный» блок — позитивный опыт, ведь башня не развалилась. Новый уровень, собранный из блоков, формирует новые требования для продолжения игры. Происходит постоянное усложнение и увеличению факторов риска. Это влияет на рост ценности каждого нового блока, а фундамент ослабляется, все ресурсы брошены на атаку.

Разобрав конкретный трагический пример, напрашивается вывод, что лидер группы «замастерился» благодаря большому количеству «позитивных» блоков, накопленных за пару десятилетий. Уверенность затмила возможные риски, а непререкаемый авторитет не позволил более молодым участникам группы выступить с критикой. В итоге участники даже карт не видели, чем проявили неспособность принятия самостоятельных решений с перекладыванием ответственности на руководителя. Участки реки проходили сходу, в расчёте на предыдущий опыт и удачу, а также из-за нежелания тратить ресурсы.

Башня, державшаяся на одном блоке, рухнула.

Почему же так происходит? Но корни добрались до самого ядра водного туризма, как вида спорта.

Белая 12.jpg
Кавказ, река Белая. Андрей Феоктистов @sixhard

Конкурентная борьба?

Результатом современного спортивного чемпионата, должно быть повышение характеристик: от правильной подготовки до снаряжения. Рост, вес, строение тела – всё имеет значение. На подобную борьбу уходят колоссальные человеческие ресурсы. При этом риск для жизни сводится к нулю.

В то же время чтобы получить МС в водном туризме, нужно не задумываясь подвергать себя опасности. Проблема в отсутствии какого-либо состязания. То есть, чемпионат как бы есть, но на деле ты состязаешься с «призраком» так как твой соперник в это время в другом месте, в других условиях.

Таким образом, чемпионат по водному туризму РФ превращается в уникальное событие — «Битву отчётов». Побеждает та команда, чей руководитель обладает более развитыми художественными навыками и разбирается во всех тонкостях этого дела.

За четыре года написания отчётов я сделал для себя печальные выводы:

  1. Нельзя вносить записи из дневника, либо делать это очень сухо.

  2. Неаккуратное слово может быть использовано против тебя.

  3. Ошибка на маршруте может быть использована против тебя, даже если ты упомянул её с благой целью: предупредить остальных об опасности.

  4. Необходимо пройти дистанцию не менее 100 километров. Даже если последние пару десятков – это сплав по озеру.

Грузия 8.jpg
Грузия. Андрей Феоктистов @sixhard

Было бы честно, если бы водные чемпионаты проходили в равных условиях, как Олимпийские игры, когда у участников есть время на физическую подготовку, изучение препятствий и отработку навыка. Вот в таком чемпионате победа, полученная в результате серьёзного противостояния, будет иметь большую цену. А вслед за этим и звание из пустой погремушки превратится в настоящий документ, подтверждающий реальный опыт, знания и умения.

Вывод: проблема планирования безопасности

Меня иногда упрекают за излишнюю осторожность: изнурительные просмотры, обносы, отказы кому-то в прохождении препятствий. Постоянное ожидание беды и отслеживание ошибок не особо располагают к веселью. Кто-то должен всегда быть начеку.

Безопасность – это комплекс личных мер по минимизации рисков. А её организация плотно связана с планированием. Даже лагерный быт содержит в себе набор рисков, о которых необходимо помнить: смотреть под ноги, следить за снаряжением во время сушки у костра, не уходить далеко от лагеря вечером…

Важно понимать: к любой чрезвычайной ситуации всегда подводит ряд мелких ошибок и незначительных просчётов. И здесь мы входим в область философии: «Для чего мы ходим в походы?» Преобладающим ответом будет: для удовольствия. И я ни разу не слышал, чтобы человек сказал, что идёт в поход, чтобы проделать тяжёлую работу. А ведь все меры безопасности при взгляде со стороны — это нудное и ресурсо затратное мероприятие.

плотина 10.jpg
Отработка спуска на водопадном сливе плотины. Андрей Феоктистов @sixhard

В итоге у туриста, ведущего счёт своим героическим победам, растёт категорийный опыт, который он использует как козырь.

А дальше всё происходит по простой схеме:

  • Возникает предложение пойти в поход.

  • Участник оценивает свои «дивиденды» с этого похода (сложность, новизна).

  • Дивиденды устраивают, происходит быстрая оценка шансов: подходит ли его опыт к обозначенной сложности маршрута (чаще всего – подходит, иначе и не звали бы).

  • Он просто берёт с полки свой комплект снаряжения и едет.

  • С проблемами на месте разберётся — опыт же имеется…

На анализ предыдущих прохождений с долгим и упорным выуживанием информации из всех возможных источников, на планирование и расчёты нет времени и желания. Любые вложения (силы, время, мораль, деньги) на подготовительном этапе отбирают ресурсы. Предвкушение быстрой победы исчезает. Возникает уйма сомнений. А ведь нужно ещё и брать на себя ответственность, в то время как справки, звания, маршрутная комиссия, руководитель группы и вся команда целиком, даже просто качественное оборудование — это отличный повод сбросить с себя груз ответственности за безопасность себя и всей команды. Почему бы не предположить, что в какой-то момент руководитель, маршрутная комиссия или товарищи сами сбросят ответственность под аналогичными предлогами?

Это нормально, так устроен наш мозг — это нужно принять как данность и последовательными осознанными действиями, создавать безопасные условия, чтобы сохранить жизнь.

Итог, правила могут быть разными, а личные тем более, но принципы, к которым я подвожу в статье, упрощают и удлиняют жизнь туриста.

Бела] 15.jpg
Кавказ, река Белая. Андрей Феоктистов @sixhard

Берегите себя и товарищей:

  • Заранее изучайте маршрут, погодные условия и обычаи места, делайте выводы и готовьтесь к худшему. 

  • Проверяйте снаряжение на исправность и учитесь им пользоваться дома.

  • Смотрите на картину целиком и готовьтесь к худшему — планирование негативного сценария и отказа от задуманного, если риск может быть слишком велик.

  • Личная ответственность, то с чего начинается поход ещё дома. Даже если у вас надёжный лидер, отличное снаряжение, хорошая физическая форма и т. д. личная вовлечённость и честность с товарищами спасёт жизни.

  • «Искусственное обрушение башни» — регулярные тренировки на сложность в максимально приближённых условиях вырабатывают привычку и понимание о безопасности.