Закрыть
Ближайший к вам город с магазинами СПЛАВ:

Москва

Да, всё верноНет, выбрать другой
Закрыть и больше не показывать

Алексей Ерастов. На кайте по рекам и тундрам Западной Сибири.

11.02.2019

Алексей Ерастов — путешественник из Уфы. Помимо обычных пешеходных и велосипедных походов он ходит в походы с кайтом.

Часто в свои путешествия Алексей отправляется в одиночку. Как, например, к самому труднодоступному и интересному участку заброшенной железной дороги Салехард — Игарка.

«Не стоило надеяться, что кто-то променяет величественные виды с перевалов или пороги горной речки на однообразную бескрайнюю тундру. Ведь едва ли там можно увидеть что-то красивое и необычное. Я и сам люблю горы, но иногда хочется чего-то другого. А Север манил всегда. Да и кто согласится идти на маршрут, про который не известно практически ничего?
Одному ходить не впервой, и в этом я вижу немало плюсов».

Теперь у Алексея появился верный спутник — оленегонная лайка Черке.

С ней он пересёк Чукотку на велосипеде.

«Люблю сидеть за компьютером и рассматривать карты, мысленно представляя, какие там можно пройти походы».

На кайте по Восточной Сибири

— Походы на кайтах проводят не так уж часто. Алексей, почему вы выбрали именно кайт? Чем вас привлекает такой вид туризма?

Кайт для меня — это всего лишь средство передвижения, такое же обычное, как велосипед или лыжи. У кайта, разумеется, есть свои преимущества и недостатки. Преимущество — в использовании тяги ветра. Нет особой разницы, сколько весят сани — 30 или 50 кг. Если ветер есть, кайт легко увезёт любой вес. Кайтинг, наверное, единственный вид туризма, в котором на гору проще заехать, чем с неё спуститься. Недостатков тоже хватает. Для того чтобы кайт тянул с нужной скоростью в нужное направление, им нужно управлять, и на это уходят силы. К концу дня усталость накапливается как после хорошего пешего перехода. Управление нельзя оставить ни на минуту. Довольно сложно даже просто остановиться передохнуть или посмотреть карту. А ещё кайт может запутаться, и придётся распутывать десятки строп на ветру и морозе голыми руками. При идеальных условиях на кайте за день можно проехать и 100, и 200 км. Правда, такие условия бывают не часто. А вот если ветра нет, или, напротив, ураган, не получится проехать нисколько.


— Вы из Уфы, рядом горы, живописные реки, пещеры. Ходили в походе в детстве? С чего начались ваши путешествия?

Да, Башкирия — один из самых удачных для туризма регионов. У нас действительно есть что посмотреть. Природа Башкирии очень разнобразна. У нас есть и горы, и тайга, и степи. С одной стороны, в Башкирии отлично развита сеть дорог, почти как в центральной части России, с другой стороны, можно забраться в такую глушь, что целую неделю можно идти по горам и не встретить человека.

Мои походы начались со школьного кружка. В студенчестве сходил в пару «единичек» — мои первые и последние категорийные походы. Потом чаще стал ходить самостоятельно, стараясь выбирать интересные и нестандартные маршруты.

— Мне всегда казалось, что на кайтах можно путешествовать лишь на открытых просторах тундры, по насту. По краю Ледовитого океана, по озёрам, по заливам больших рек. А оказывается, вы ходили в походы и по полям в предгорьях Южного Урала?

Ходили, но больше так делать не нужно. Тогда мы только учились и многого не знали. У нас были дешёвые кайты, ездить на которых было весьма непросто, но мы этого не понимали, так как не с чем было сравнивать. Узнали мы также и о том, что в Башкирии редко и недолго дует хороший ветер. А если и дует, то порывистый и нестабильный. В этом походе мы встретились с великим множеством препятствий, каждое из которых для большинства кайтеров считается непроходимым: линии электропередач, лесополосы, в которых приходилось искать узкие проходы, поля со скошенным подсолнечником и кукурузой, заросшие кустами ручейки с полыньями. Но самое необычное препятствие, которое пришлось преодолевать — это непокрытая снегом пашня. Да, да, кайт позволяет даже ехать на лыжах по голой смёрзшейся земле с волокушами за спиной. Тяги ветра для этого достаточно.

В походе часто «отключали» ветер, а поломки и остановки сопровождали нас через каждые несколько километров. К концу второго дня случилась поломка крепления лыжи, после которой пришлось бесславно завершить наш забавный поход. Мы проехали всего около 50 километров.

Тем не менее, кайт-туризм в Башкирии возможен, но несколько в другом формате. После нас нашими товарищами был совершён один успешный стокилометровый поход. Но они шли налегке с утра до вечера, выбрав единственный день с гарантированно хорошим ветром.

— Какие модели кайтов используете?

Для туризма, на мой взгляд, подходят клапанные кайты с широким ветровым диапазоном. Они достаточно надёжные и стабильные в воздухе. Лично я ходил на кайтах российской фирмы Paraavis. Специально для меня были изготовлены два кайта с усиленной подкупольной строповкой.

На кайте по Восточной Сибири

— Как управлять кайтом? Где получали навыки? Что самое сложное в управлении?

Кайт — довольно сложен в освоении. Управление им интуитивно не понятно, поэтому новички часто совершают типовые ошибки. При определённых манёврах кайт способен кратковременно давать очень сильную тягу. Если допустить такой манёвр по незнанию, можно получить травму. Поэтому, всем, кто решит освоить, рекомендую начинать обучение в кайт-школе или, самостоятельно изучив теорию, взять первый урок у опытного кайтера. После первых успехов, когда уже будет получаться ехать, нужно научиться понимать ветер, а это тоже не просто, поскольку ветер не видно, его можно только чувствовать.

— Вообще — кайтинг — травматичный вид спорта?

Смотря как ездить. Если прыгать и гонять, то, скорее, да. Неторопливые поездки по прямой гораздо менее опасны. Опасность кайта в том, что он способен дать настолько большую тягу, что может высоко поднять кайтера вместе с его пятидесятикилограммовыми санками или на скорости потащить по снегу. Опытный кайтер никогда не допустит такого при нормальной езде, но вот при падении кратковременная потеря контроля всё же возможна. Поэтому на хорошем кайте большое внимание уделено системам безопасности. Стоит только дёрнуть красный шарик, и кайт повиснет на одной стропе, мгновенно потеряв тягу.

— Какие лыжи используются? Обязательно ли нужны горнолыжные ботинки?

Да, для кайтинга подходят только горные лыжи и ботинки. Пятка обязательно должна быть жёстко зафиксирована. Многие ошибочно считают, что управлять нужно только кайтом. Нет же, если кайтера посадить на санки, он не сможет проехать и нескольких метров, поскольку требуется очень точное управление снарядом скольжения (лыжами, доской, коньками). Беговые лыжи использовать в теории можно, но только на очень комфортных курсах и при комфортной силе ветра. Подвернуть ногу будет проще простого. Кроме горных лыж для кайтинга подходят сноуборд и даже коньки, но с туризмом такие вариант мало совместимы.

— Конструкции саней — это всё самодельное снаряжение? Какие должны быть сани? У вас такие разные конструкции — на Урале в Башкирии и в тундре на Севере.

На Урале мы тренировались, экспериментировали. Тогда у нас были санки, сделанные из корыт, но они оказались ненадёжными. Конструкцию на основе горных лыж я позаимствовал у бывалых кайтеров, но и она оказалась неидеальной. Сани должны быть очень крепкими и с низким центром тяжести. Но даже метровая ширина не всегда спасала их от переворота. Для меня была необходима также разборная конструкция, поскольку я забрасывался на маршрут на поезде и автобусе.

На кайте по Восточной Сибири

— Вообще у вас на Урале кайтинг — популярный вид спорта?

Популярный, как и во многих городах. Но только как катание. Утром приехали, покатались на маленьком пятачке, вечером уехали. Туристскому направлению по объективным причинам развиваться просто негде.

— Расскажите про тренировочный маршрут по Оби? Какой опыт там получили?

Это был мой первый самостоятельный кайт-поход. Я стартовал в Ханты-Мансийске и двигался на север по Оби. Я ожидал, что на широкой северной реке не будет проблем с ветром, и мне удастся пройти большое расстояние. Однако оказалось несколько иначе. Ветер действительно был, но из-за лесистых берегов я столкнулся с сильнейшей турбулентностью. Турбулентность обычно вызвана наличием препятствий на пути у ветра. Чем их больше (деревья, строения, рельеф), тем хуже ветер. Я знал, что по этой причине реки плохо подходят для кайтинга, но надеялся, что большая ширина реки сгладит это неприятное явление. Не угадал. Когда ветер дул со стороны берега, передвижение на кайте становилось невыносимым. Хорошая аналогия: ровный ветер — асфальтная трасса, турбулентный ветер — разбитая лесная дорога. Но если дорогу видно, то ветер не видимый, и появление очередной «кочки» или «ямы» нельзя предугадать. Кайт то дёргает, то падает и путается. Расслабиться не удаётся ни на секунду, что очень выматывает. В итоге за шесть дней удалось преодолеть только 285 км по маршруту и дойти до Андры. К тому же выявились некоторые проблемы в конструкции саней, а точнее, они были близки к поломке. Андра — это единственный населённый пункт, где можно было легко завершить маршрут. Если бы поехал дальше, выбираться было бы труднее. К тому же, по прогнозу через день начинался первый весенний дождь.

На кайте по Восточной Сибири

— У вас получился реальный километраж 425 против 285, если мерить по руслу по прямой. В чём проявляются трудности, когда идёшь галсами? Сколько км получается пройти за день?

Из шести дней в этом походе два дня ветер был встречным, приходилось идти против ветра. Как и другие виды парусов, кайт позволяет идти в лавировку, но это намного труднее. Чтобы избежать сноса по ветру, необходимо сильно упираться лыжами и выдерживать строго определённый угол по отношению к ветру. Достигнув берега реки, нужно очень чётко сделать разворот и ехать к другому берегу, постепенно набирая «высоту» против ветра. При этом любая ошибка приведёт к «сливу» по ветру и потере набранной «высоты». Кроме того, из-за сильной нагрузки устают колени. За день против ветра удалось пройти максимум 50 км по маршруту, а по треку вышло вдвое больше.

— А можно в этот день просто идти против ветра на лыжах, а когда ветер, тогда уже под кайтом?

Если бы лыжи были скитурными, то можно было бы. Но 50 км пройти пешком едва ли возможно. Насколько я знаю, опытные кайтеры чаще такую тактику не используют. Пройденное пешком расстояние невелико. При наличии удачного ветра можно пройти под кайтом за полчаса то, что пешком проходится за день. С другой стороны, сидеть весь день в палатке в ожидании ветра тоже тяжеловато.

— Насколько сильно скорость и простота передвижения зависят от качества снега?

В первую очередь, зависят от ветра. Но если снег глубокий, ехать становится намного тяжелее, особенно против ветра. В походе был случай, когда санки на повороте сильно застряли в сугробе. При попытке их выдернуть сильными рывками порвалась верёвка. Пришлось сажать кайт и ремонтироваться. При этом кайт ещё и запутался. Другая крайность — спрессованный снег с наддувами. На большой скорости они бьют по ногам, что также сильно выматывает.

— Это была подготовка к какому-то более длительному путешествию. Что это была за задумка?

Конечно, мне хотелось сходить уже на «настоящий» Север, в безлесную зону. В идеале достичь берега Ледовитого океана.

Как планировать такие путешествия? Изучать прогнозы погоды? Состояние льда, снега?

Прогнозы погоды в длинных маршрутах заранее изучать бесполезно. Оптимальные даты прикидывал по архивам погоды за прошлые годы. То, что в тундре хороший снег и крепкий лёд, особого сомнения не было.

— Расскажите про поход 2014 года — 550 км по Тазовской губе и Гыданскому полуострову. Пос. Тазовский — пос. Антипаюта — пос. Гыда. Маршрут так и намечался, как вышел?

В этот раз опять получилось пройти лишь половину планируемого расстояния, зато был пройден самый сложный и интересный участок — 200 км Гыданской тундры. Остальная часть маршрута предполагалась по замёрзшей воде. Несмотря на кажущуюся неудачу, поход получился крайне необычным и запоминающимся.

— Почему пошли в одиночку?

Наверное, мне всё-таки одному проще. Можно идти в своём темпе, принимать верные и неверные решения исходя из своих желаний. Да, и в трудной ситуации мне как-то комфортнее действовать одному. С другой стороны, с напарником проще делать какие-то действия, например, сажать кайт или пересекать овраги. Но в тот момент совершенно не было ни одного кандидата, который бы решился со мной пойти. Всё-таки, к большим автономным маршрутам нужна хорошая подготовка, и специфическое снаряжение.

Ходить большой группой в кайт-поход — на мой взгляд, не самая лучшая идея. Если у одного случается проблема, например, путается кайт, все ждут.

— Существует опасность провалиться под лёд?

В данной местности нет. Лёд Тазовской губы настолько крепок, что выдерживает караваны грузовиков. В тундре же ручейки промерзают до дна. И, тем не менее, неприятности возможны. Был случай, когда после пересечения Обской губы группа кайтеров из Екатеринбурга встала на ночёвку, немного не доехав до берега. А к утру проснулись и поняли, что они дрейфуют на льдине по направлению к океану. Им не оставалось делать ничего, кроме как вызывать по спутниковому телефону вертолёт спасателей. Оказалось, что недалеко от их лагеря ночью прошёл ледокол, а из-за волн лёд продолжил ломаться и дальше. Им ещё повезло, что разлом прошёл не под палаткой.

На кайте по Восточной Сибири

— На маршруте по Тазовской губе к вам прибилась собака. Что это была за история?

Да, удивительная история. Она началась в первый же день похода и продолжается до сих пор.

В тот самый первый день не было ветра, я пошёл пешком. Из посёлка за мной увязался бездомный пёс, да так и не отстал. Он пробежал со мной более 500 км, из них 150 за один самый результативный день. О том чтобы его после этого оставить, не могло быть и речи, хотя я совершенно не представлял, как северная собака сможет жить в нашем тёплом климате. Проблемой было даже его вывезти, так как, само собой, у него не было ни документов, ни прививок. Я смог упросить одного ветеринара дать справку на имя другой собаки. Он предложил мне на выбор список имён привитых собак. Среди них было имя Черкы. Я вспомнил, что почти так же — Черке — звали собаку, дважды участвовавшую в экспедициях к Северному полюсу. Так и осталось у него это имя.

Я был уверен, что в квартире собака жить не сможет, поэтому отвёз в деревню другу, у которого есть ездовые собаки. Но ездовым Черке так и не стал, да и в коллектив не особо вписался. Поэтому в итоге я его всё же забрал в квартиру.

— Какие происшествия были на маршруте?

Первое и самое досадное — повреждение кайта во время старта. За ночь разложенный кайт засыпало снегом, и снег спрессовался. Почему-то я не придал этому значения и стал запускать. Но из-за снега кайт не смог взлететь сразу и немного запутался. Вместо того чтобы посадить купол и распутать на земле, я решил, что смогу распутать в воздухе. Процедура это не простая, но осуществимая. Всё бы ничего, но задел санки и получил небольшой разрыв ткани. К счастью, рядом был один из двух на маршруте посёлков. Я попросил у местной женщины разрешить разложить купол в помещении клуба, на сцене. Но она сама взяла нитку и иголку и на отлично выполнила ремонт непонятного для неё «парашюта». Проблем с ремонтом не возникло до сих пор.

Второе происшествие было уже следствием не до конца продуманного снаряжения. Я шёл против ветра длинными галсами. Несколько километров в одну сторону, потом смена галса и ещё столько же в другую сторону. Движения тела минимальные, поза подолгу не менялась, ветер всё время в лицо. Я не придал большого значения, что ноги начали замерзать. Лишь на второй день после этого стало ясно, что у меня отморожен палец. Это был как раз тот день, когда благодаря хорошему ветру я проехал 150 км до посёлка Антипаюта. В больнице мне оказали необходимую помощь, и, переждав три дня безветрия, я смог продолжить маршрут.

И уже при пересечении тундры произошла авария. В белой мгле я не заметил, как свернул со снегоходного следа и слетел с обрыва. Высота была небольшой, сам бы я и не заметил. А вот санки приземлились неудачно, и одна лыжа на них надломилась. У меня была запасная лыжа, но ставить её не стал, дотянул до посёлка на надломанной.

На кайте по Восточной Сибири

— Как встречали местные жители? Часто у них останавливались?

Мне было очень интересно общаться с ненцами-оленеводами, поэтому я останавливался стойбищах, один раз ночевал в чуме. Принимали меня хорошо, относились поначалу ко мне, наверное, как к инопланетянину. В чуме они рассказывали про жизнь в тундре, а я про жизнь на Материке. Многие из них ни разу в жизни не были ни в одном городе и плохо говорили по-русски.

— Сколько пережидали безветрие? Как вообще там погода была?

Самое большое — три дня в посёлке. Но это ожидание совпало с лечением. Погода была то морозная, то сильно морозная. Но в этом были свои плюсы. Одежда быстро высыхала, снег не прилипал.

— Какой рацион? Строганину часто ели?

Ничего необычного в рационе не было. В кайтинге вес не играет большой роли, поэтому использовал привычные продукты. А строганиной меня угощали ненцы. Вкусная вещь, хотя надо привыкнуть.

— Что Черке ел?

Еды у меня было много, поэтому он ел то же, что и я.

—  Какое у вас основное бивачное снаряжение — спальник, палатка, горелка? На какие нюансы снаряжения нужно обращать внимание в таких путешествиях?

Спальник брал тёплый, но не пуховый, а синтетический. Главная особенность была в использовании паробарьера. Он представлял собой полиэтиленовую трубу вдвое длиннее спальника. Одна половина (с закрытым концом) вставлялась внутрь спальника, другая загибалась и оборачивала его снаружи. Таким образом, спальник и изнутри и снаружи был защищён от влаги полиэтиленом. В него можно было залезть с головой, оставив отверстие для дыхания. В результате совершенно не мёрзло лицо, а внутри было ощутимо теплее. Вся влага впитывалась в куртку, которая в первый же ходовой час высыхала, что не доставляло ровным счётом никаких проблем. Зато спальник всегда оставался сухим и не терял своих свойств ото дня в день. Тем, кто ходил в зимние походы, наверное, знакома ситуация, когда спальник на третий день превращается в ледышку, и к середине ночи нос замерзает настолько, то всё равно приходиться его прятать под спальник, что ещё сильнее усугубляет ситуацию. В моём же случае сон был тёплым и комфортным. К концу похода спальник остался сухим.

На кайте по Восточной Сибири

Палатку тоже выбирал с расчётом на суровые условия. Для меня была очень важна простота установки. Каркас палатки был внешним, крепился к ткани путём накидывания резинок на крючки. Все этапы установки возможно было сделать на ветру, не снимая толстых рукавиц. Вместо традиционных молний на палатке были тубусы. Тент составлял единое целое с дном, никакого ветра внутри быть не могло.

Горелка бензиновая, так как газ на морозе замерзает, да и хранить его не так удобно. Что касается запаха — вся проблема в бензине. Многих сбивает маркетинговое название «мультитопливная горелка», они считают, что топливо для неё можно купить на любой заправке. Гореть-то конечно будет, только с вонью, и через какое-то время горелка закоксуется. В этих горелках нужно использовать только бензин-галошу. Он сгорает без вредных газов, а в случае разлива в рюкзаке испаряется без следа. Единственное, нужно следить, чтобы пламя было голубым, а не жёлтым. Во втором случае сгорание не полное, горелка начинает коптить.

— Какие моменты запомнились особенно, радостные впечатления.

Были приятные моменты в дороге, например, вечер на Тазовской губе, когда позёмка окрасилась в цвет заката и скрыла основания небольших гор. В тот момент они казались макушками высочайших вершин. В один из вечеров я надеялся доехать до чумов, но не нашёл их и встал на ночёвку в тундре. Наградой мне стало северное сияние, которое я увидел тогда впервые в жизни. В чуме я провёл следующую ночь, и эта ночёвка тоже была незабываемой.

— У вас отличный фильм по этому путешествию. Как снимаете?

Снимать в зимнем походе всегда очень трудно. В кайт-походе к этим же трудностям добавляется необходимость постоянно управлять кайтом и сложность сделать остановку. Когда-то снимал при слабом ветре, при условии, что кайт не сложно посадить. Иногда снимал на ходу, доставая одной рукой камеру из рюкзака. Очень помогал штатив. Задуманный план снять удавалось не всегда. Последняя попытка съёмки закончилась тем, что я сбил санками штатив, на объективе отломился пластмассовый переключатель, и через образовавшуюся дыру надуло снег на матрицу.

Фильм про путешествие https://rutube.ru/video/3085bc8613512d1b6ae8af4e30d57717/

-В отчётах вы описываете что добирались до начала маршрутов автостопом, гидростопом, железнодорожным стопом и даже — авиастопом.

Да, раньше мне был интересен автостоп сам по себе. Тогда я только начинал путешествовать, и этот способ открывал для меня новые горизонты. Однако сейчас интерес ко всяким «стопам», можно сказать, пропал. Сейчас меня привлекает, прежде всего, дикая природа. Длительное общение с незнакомым человеком (водителем), напротив, редко оставляет приятные воспоминания. Да и стоять на трассе для меня нет никакого удовольствия. И, тем не менее, от автостопа я насовсем не отказался. Из некоторых мест по-другому просто не выбраться, если конечно не заказывать транспорт. Авиастоп, гидростоп и ЖДстоп мне интересны и сейчас, но уж очень редко удаётся их применить. Это скорее большое везение, чем вариант, на который можно рассчитывать.

по Чукотке на велосипеде

— С Черке на велосипеде вы же ещё пересекли Чукотку — тоже маршрут необычный! Расскажите о нём немного.

Пересечь Чукотку — моя давняя мечта. Мне казалось, что Чукотка в центральной части почти необитаема и лишена каких-либо проявлений цивилизации. Я был очень удивлён, узнав, что существует дорога, связывающая северную и южную часть региона. Дорога Эгвекинот — Певек, доступная для Камазов и Уралов. Несмотря на отсутствие мостов через реки (кроме одного большого и мелких через ручейки), она поддерживается, и на ней существует небольшое движение (в среднем один-два грузовика в день).

Сможет ли Черке пробежать такое расстояние — ответ на этот вопрос предстояло получить уже на месте. И дело тут было даже не в расстоянии. Ехать быстро я не собирался, а тихонько бежать собака может долго. Вся проблема в жёсткой каменистой дороге, которая должна была стереть собаке лапы. Списавшись с велосипедистом-собачником из Певека, получил от него ответ, что дорога для собачьих лап в целом нормальная, что было в корне не верным. Но узнал я об этом уже потом.

— Сколько в день пробегал Черке?

В среднем в день мы проходили около 60 км. К середине похода он сбил лапы об камни на дороге, поэтому пришлось его подвозить на спусках на багажнике. На велосипеде под горку хотелось ехать быстро, собаке такой темп держать трудно. Добавить лишние 20 кг на багажник — не проблема, всё равно педали не крутить. Первые два дня эксперименты встречали большое сопротивление, а потом он понял преимущества нового для него способа передвижения, и перед спусками сам начинал проситься на багажник. В гору он, конечно, шёл сам, на редких прямых участках, в основном, тоже бежал.

Главную трудность доставляли броды через небольшие реки и бесчисленные ручейки. Если мне обычно хватало высоких сапог, то собаке приходилось плавать.

И тем не менее, нам с Черке удалось пройти эту дорогу целиком с юга на север, от Тихого до Ледовитого океана. В сумме с пешими переходами получилось около 1000 км.

Отчёт об этом путешествии выложен в интернете, он называется «Велопрогулка с собачкой по Чукотке».

— С медведями были встречи?

С медведями встречались в основном на Камчатке. Обычно они все убегали от собаки. Лишь только один оказался смелым, встал на задние лапы и зарычал. Пришлось нам обходить его стороной.

Есть мнение, что с собакой по медвежьим местам лучше не ходить, поскольку она может привлечь медведя к хозяину. Наверное, это и так, но преимущество путешеставия с собакой в том, что она замечает медведя намного раньше человека, и можно успеть подготовиться к встрече, достать фальшфейеры и баллончик. Случайная встреча лицом к лицу почти исключена. Да и ночью спать спокойнее. Если собака молчит, значит, рядом гарантированно нет никаких зверей.

На кайте по Восточной Сибири

— Вы часто встречались с местными жителями. Ненцы и чукчи в общении — чем похожи, чем отличаются?

Тут, наверное, всё зависит от человека. У чукчей меня отлично приняли в одной яранге, тогда как хозяйка соседней явно не хотела со мной разговаривать, избегала встречи. Так же и с ненцами. В чумах меня принимали очень хорошо, а в посёлке были случаи, когда пьяные товарищи чуть на меня не напали, когда поняли, что мне не нужны их платные услуги по доставке.

— Как поживает Черке?

Отлично поживает. В городе ему хорошо, хотя и навыки жизни на Севере он не забыл. Регулярно ходим с ним в походы. Последний раз прошли полторы сотни по побережью Баренцева моря. Он летал на самолётах, плавал по морям на кораблях, ездил на поездах и автобусах. Далеко не у каждой собаки такая интересная и насыщенная жизнь, особенно, если говорить о домашних питомцах.

На кайте по Восточной Сибири

Фотографии и кадры из фильма Алексея Ерастова

Беседу вела Марина Галкина